Попутный ветер мечты
Героиня этого очерка поверила, что будет служить в полиции, ещё в детстве, когда взахлёб смотрела все подряд детективы – от ретроспективы легкомысленных комедий о жандармах из Сен-Тропе до сурового «Глухаря».
Наивно? Пожалуй. Тем не менее, детская мечта определила судьбу деревенской девчонки. Сегодня плечи Гульбану Ахметжановой украшают лейтенантские погоны, она работает следователем в РОВД Мамлютского района СКО. Ни одна другая профессия так и не привлекла её.
«Мама была резко против, - вспоминает она. – Говорила, что полиция – не для женщин. Но я верила в свою судьбу».
Конечно, флер фантазий развеялся со временем. Окончив Актюбинский юридический институт МВД РК, Гульбану уже представляла себе, что её служба будет иметь мало общего с похождениями экранных сыщиков. Для непосвящённых работа следователя выглядит как пресловутое «перекладывание бумажек». Вот только от этих «бумажек» зависят человеческие судьбы.
«Если попытаться описать нашу работу одним словом, наверное, это будет слово «скрупулёзность», - поясняет Гульбану. – Любая, самая, с виду, незначительная деталь должна занять своё место в картине следствия и получить документальное подтверждение».
От того, насколько полно собран материал по делу, зависит, понесёт ли преступник заслуженное наказание, не пойдёт ли под суд невиновный. Гульбану приводит в пример один из последних случаев своей практики:
«Оперативники задержали подозреваемого в совершении двух краж, произошедших под Новый год. В одном случае злоумышленник похитил металлолом из сарая, в другом – вынес из квартиры золотые украшения. Задержанный не стал ничего скрывать, признался даже в ещё одной краже, которую совершил летом. Любой человек, который судит о полиции по фильмам, сказал бы, что этого достаточно. Но обвинение, построенное только на признании, легко может рассыпаться в суде. Наша задача – подтвердить или опровергнуть его. Поэтому я назначила весь ряд необходимых экспертиз и проверок.
Вдруг возникли сложности: на опознании основной свидетель засомневался, что видел именно подозреваемого: «Похож, но с уверенностью сказать не могу». Провели показ с выездом на место, с точным воссозданием всего, что происходило – до сантиметра, до секунды. Свидетель, отбросив сомнения, говорит: «Да, это он!» Но для следствия и этого мало. Что, если в воссозданной ситуации свидетель всего лишь увидел то, что ожидал увидеть? Между тем появляется новая деталь. Показывая, как выносил металлолом из сарая, подозреваемый припомнил деталь, которую забыл упомянуть в признании. Возвращаясь в сарай за второй партией лома, первые несколько кусков железа он отбросил в сугроб, да так и не вспомнил про них. Потерпевший подтвердил, что позже нашёл эти куски, но никому ещё не успел про них рассказать. Значит, подозреваемый не мог узнать такой подробности, если не совершал преступления.
В кино такого доказательства хватило бы, чтоб указать на преступника. Но в действительности всё сложнее. Версию следствия убедительно подтверждают или опровергают не отдельные доказательства, а их совокупность.
Это похоже на сборку пазла: лежат рядом два кусочка, вроде бы одинаковые – небо и небо. Но если не позаботишься расположить их единственно правильным способом, цельной картинки не получишь. Поэтому по каждому из трёх фактов мы провели самое полное расследование…»
После сравнения с пазлом трудно было удержаться от вопроса, увлекается ли Гульбану головоломками. Может быть, они помогают тренировать память, внимательность? Наша героиня только улыбается в ответ: сравнение почёрпнуто из книг и фильмов. В жизни ни на какие увлечения времени не остаётся.
«Можно сказать, что нас, женщин, берегут: любую дополнительную нагрузку, если возможно, мужчины стараются взять на себя. Но я ещё не настолько опытный следователь, чтобы позволить себе свободное время. И о личной жизни пока не думаю, хочу сначала состояться как профессионал».
Она с улыбкой вспоминает свой первый выезд:
«Я была со старшим следователем майором полиции Муратом Камбаровым. Мы прибыли в ТОО, где произошла кража сельхозпродукции. Нужно было составить описание места происшествия, и он сказал мне: «Пиши и фиксируй всё, что ты видишь». Я знала, что от меня требуется, но в реальной обстановке растерялась, и уложилась ровно в две строки. Для меня стало большим уроком, когда я прочла позже четырёхстраничное описание этой же кражи моим опытным коллегой!»
В дружном коллективе РОВД и наставник, начальник следственного отделения капитан полиции Нурлан Искаков, и старшие товарищи – все охотно поддерживали молодого специалиста. Но следователь Ахметжанова теперь хорошо знает: по-настоящему учит только практика. За год работы она расследовала более 50 уголовных дел, половина из которых направлены в суд. Из каждого случая, из каждой ситуации стремится извлечь для себя новый урок.
Так что приоритеты пока расставлены следующим образом: первым делом служба, ну а парни – потом…
«Да и вряд ли я занялась бы пазлами, - прибавляет Гульбану. – Чего хочется – так это выйти на каток. Я вполне прилично каталась в детстве, и двух подруг на коньки поставила. Саму меня старший брат научил. Он давно катался, а я, честно сказать, просто немного завидовала его конькам: очень уж красивыми они мне казались. Родителей просила: мне тоже купите! Однажды брат взял меня на улицу, помог надеть коньки и довёл до места, где после оттепели осталась длинная полоса льда. Поставил меня на лёд – и отпустил. А дом наш на окраине стоит, место ветреное. И вот ветер меня толкнул в спину, я покатилась. Чувство – непередаваемое! Наверное, забыв обо всём, так и рухнула бы на другом конце ледяной полосы, но брат догнал, помог вернуться к началу – и снова отпустил. И снова меня понёс ветер! Так я постепенно научилась держать равновесие. Тогда брат сказал: «Вот теперь они тебе нужны», - и подарил мне свои коньки…»
На первый взгляд тихую, скромную, всё делающую без спешки Гульбану трудно представить летящий на коньках. Но если вдуматься, кому и седлать ветер, как не человеку, всегда стремящемуся к совершенству, внимательному, решительному и упорному – то есть обладающему всеми качествами настоящего следователя? В детстве она воплотила одну мечту и покорила лёд, теперь, покоряя профессию, воплощает другую.
К слову, её мама уже поверила, что дочь нашла ту единственную профессию, для которой создана.
И в день 8 марта хочется пожелать Гульбану обзавестись новой мечтой – чтобы так же уверенно реализоваться и в личной жизни.
Попутного ветра тебе, Гульбану!
Попутного ветра всем женщинам в погонах!
Игорь Мерцалов, пресс-служба ДВД СКО