Основные результаты деятельности Агентства в сфере государственной службы, достигнутые в 2017 году
Цель: формирование профессионального государственного аппарата
- Впервые разработана и апробирована Единая рамка компетенций, позволяющая осуществлять отбор и продвижение кадров с учетом оценки личных компетенций (профессиональных и иных качеств кандидата) и на основе решений комиссий, в работе которых принимают участие независимые эксперты и наблюдатели. Прежде эта работа осуществлялась только по результатам тестирования на знание законов и собеседований на закрытых заседаниях ведомственных комиссий.
- Впервые разработана новая система оплаты труда государственных служащих с использованием факторно-балльной шкалы оценки должностей. Размеры должностных окладов определяются исходя из уровня компетенций, сложности решаемых задач и степени ответственности за достижение результата. Бонусы начисляются с учетом конкретного вклада в достижение общих целей организации. В сфере госслужбы Казахстан отказывается от уравнительного подхода к оплате труда и создает более действенный механизм материальной мотивации работников.
- Последовательное внедрение принципа меритократии позволило усилить привлекательность государственной службы и остановить высокую текучесть кадров. Количество желающих сменить сферу деятельности по сравнению с 2015 годом снизилось вдвое. Причем в течение первого года работы госслужбу покидают всего 1,3% новичков. В странах ОЭСР этот показатель варьируется от 2,7% в США до 24,5% в Эстонии. В 2017 году по итогам конкурсов более половины госслужащих заняли вышестоящие должности. В 18 раз сокращено количество внеконкурсных назначений. Впервые начата работа по внедрению принципа меритократии при отборе кадров в правоохранительные органы, наиболее закрытые для общества государственные структуры.
- Впервые в сфере госслужбы начато внедрение современных технологий управления человеческими ресурсами. Начиная с 2017 года мониторинг и анализ HR-процессов, происходящих в госорганах, осуществляется с помощью интегрированной информационной системы «Е-қызмет», введенной в промышленную эксплуатацию в декабре 2016 года.
- Впервые подготовлен и опубликован Отчет ОЭСР, в котором содержится сравнительный анализ управления человеческими ресурсами государственной службы в Казахстане и странах-участницах этой организации. Авторы Отчета, отмечают значительный прогресс в создании профессиональной госслужбы и делают вывод о том, что «в Казахстане государственные органы, осуществляющие управление государственной службой, применяют общие со странами ОЭСР подходы». Это большое достижение нашей страны.
Что предстоит сделать в сфере государственной службы:
- В русле реализации программы «Рухани жаңғыру» будут приняты меры по обеспечению высокого уровня конкурентоспособности госслужащих. Агентство является координатором подпрограммы «Өзгерістерді өзіңнен баста», в рамках которой будет развернута масштабная работа по повышению уровня профессиональной компетентности и трансформации мышления госслужащих, призванных быть главными агентами перемен.
- Будет осуществлена апробация новой системы оплаты труда государственных служащих с использованием факторно-балльной шкалы оценки должностей. В пилотном проекте участвуют Агентство, министерство юстиции, акиматы Астаны и Мангистауской области.
- Поставлена задача формирования действенного механизма защиты прав и законных интересов государственных служащих. Любые факты нарушения требований к отбору, продвижению и оценке госслужащих будут незамедлительно пресекаться, а виновные в этом должностные лица привлекаться к самой строгой ответственности вплоть до увольнения. Предусмотрен комплекс мер по повышению уровня социальной защищенности госслужащих. Переход от работы с документами к работе с людьми станет ключевым принципом трансформации кадровых аппаратов госорганов.
- Начнется реализация проекта «Цифровое Агентство», в рамках которого на основе современных IT-технологий будет осуществляться переход к инновационным формам и методам работы, в том числе с использованием потенциала интегрированной информационной системы «Е-қызмет». По линии Антикоррупционной службы начнется эксперимент по формированию электронных уголовных дел, что позволит повысить эффективность контроля на всех стадиях досудебного производства и приведет к сокращению сроков расследования.
Основные результаты деятельности Агентства в сфере контроля качества оказания государственных услуг
Цель: обеспечение высокого качества оказания государственных услуг
- Возросла эффективность контроля качества оказания государственных услуг, в том числе за счет вовлечения в эту работу граждан и общественных организаций в рамках проекта «Тайный покупатель». За год осуществлено более 900 проверок, в ходе которых выявлено 370 тысяч нарушений административных регламентов и стандартов оказания государственных услуг и иных установленных законом требований. Наибольшее количество нарушений допущено в сферах труда и социальной защиты населения (39%), а также сельского хозяйства (32,5%). К дисциплинарной ответственности привлечено 587 должностных лиц, возбуждено более 200 административных дел. Как результат, улучшилось качество сервиса в большинстве центров обслуживания населения, субъектах естественных монополий и в других учреждениях, оказывающих государственные услуги.
- Еще одним приоритетным направлением работы Агентства и его территориальных департаментов стало выявление скрытых государственных услуг. Официальный реестр содержит перечень 746 государственных услуг, оказание которых регулируется соответствующими регламентами и стандартами. Однако многие функции госорганов, имеющие признаки государственных услуг, не вошли в реестр, что создает высокие коррупционные риски и ущемляет права граждан. Всего выявлено более 300 скрытых государственных услуг, 54 из которых включены в реестр, по остальным ведется соответствующая работа.
- По инициативе Агентства во всех регионах страны осуществлялась работа по обучению казахстанцев навыкам получения государственных услуг в электронной форме, которым было охвачено более 1,8 млн. граждан. В совокупности с другими мерами по это привело по сравнению с 2014 годом к двукратному сокращению количества услуг, полученных в бумажной форме посредством контакта с должностными лицами государственных учреждений. Если ранее доля последних составляла 60%, то в 2017 году этот показатель снизился до 28%.
Что предстоит сделать в сфере контроля качества оказания государственных услуг:
- Основные усилия будут направлены на расширение масштабов и ускорение процесса автоматизации оказания государственных услуг и перевода их в безальтернативную электронную форму. В этой связи Агентство намерено добиться того, чтобы до конца т.г. все госслужащие получали государственные услуги только в электронной форме.
- Особое внимание будет уделено интеграции информационных систем госорганов для перехода от оказания отдельных государственных услуг к комплексным по принципу «одного заявления».
- На основе цифровых технологий будет создана система определения уровня удовлетворенности населения качеством оказания государственных услуг. Для этого, в частности, предполагается использование специального мобильного приложения, позволяющего в режиме реального времени оценивать качество оказанных государственных услуг.
- Будут расширены масштабы проекта «Тайный покупатель», внесены изменения в нормативные правовые акты, направленные на повышение роли граждан и общественных организаций в осуществлении контроля качества оказания государственных услуг.
- При Агентстве откроется Центр оказания государственных услуг.
Основные результаты деятельности Агентства в сфере противодействия коррупции
- На первый план вышла работа по превенции коррупции, в первую очередь, путем выявления и устранения коррупционных рисков в деятельности госорганов и субъектов квазигосударственного сектора. При этом впервые ставка сделана на объединение усилий с общественными организациями. Так, совместно с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» осуществлен анализ коррупционных рисков в 16 сферах, особо значимых для развития бизнеса. Партия «Нұр Отан» оказала содействие в организации работы по выявлению и анализу коррупционных рисков в учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты и в сфере жилищных отношений. С участием профсоюзных организаций такая работа проведена в нефтегазовой и горно-металлургической отраслях. В итоге подготовлено и внесено в соответствующие учреждения и организации более 3-х тысяч рекомендаций по устранению выявленных коррупционных рисков. Анализ содержания коррупционных рисков указывает на то, что они в своем большинстве связаны с несовершенством процедур, дискреционными полномочиями и наличием конфликта интересов. Антикоррупционной службой по результатам расследования уголовных дел осуществлен анализ коррупционных рисков в 12 сферах, что стало основанием для внесения поправок в 9 законов и 42 подзаконных акта.
- В 2017 году были приняты меры по усилению взаимодействия с неправительственным сектором. Так, при участии Гражданского альянса проведен Конгресс гражданских инициатив, который станет одним из механизмов совершенствования антикоррупционной политики. Сделаны первые шаги, направленные на использование потенциала этнокультурных организаций и религиозных объединений в формировании атмосферы неприятия коррупции. Совместно с общественными организациями начата реализация проекта «10 шагов по устранению коррупции на дорогах». При поддержке Федерации профсоюзов во всех регионах начали работать мобильные группы по рассмотрению обращений граждан и разъяснению государственной антикоррупционной политики. Они посетили более 6,5 тыс. трудовых коллективов.
- В работе Антикоррупционной службы акценты смещены в сторону выявления и пресечения коррупционных преступлений, носящих системный характер. В 2017 году установлено 108 таких фактов, к уголовной ответственности привлечено 320 человек. Всего зарегистрировано 1835 коррупционных правонарушений, что на 18% меньше чем в 2016 году. Основную их массу составляют преступления, связанные со взяточничеством – 40% (988), факты хищений – 33% (808) и злоупотреблений должностными полномочиями – 11% (261). Большинство выявленных коррупционных преступлений совершено служащими акиматов (718), сотрудниками органов внутренних дел (323) и работниками квазигосударственного сектора (239). Продолжают оставаться высокими коррупционные риски в сферах образования (201), сельского хозяйства (183), строительства (158) и здравоохранения (101). Установлен общий ущерб от коррупционных правонарушений на сумму 15,8 млрд. тенге, из которых возмещено 14 млрд. или 88%. Выявлено около 400 коррупционных преступлений, совершенных в ходе реализации различных государственных программ, установлен ущерб на сумму 5,3 млрд. тенге, из которых 87% (4,6 млрд. тенге) возмещено.
Что нового будет в сфере противодействия коррупции:
- С целью повышения действенности вносимых Агентством рекомендаций и искоренения формального бюрократического подхода к их исполнению будет создан постоянно обновляемый публичный реестр коррупционных рисков с соответствующими пояснениями уполномоченного органа. Это будет способствовать повышению уровня общественного контроля за работой по устранению причин и условий коррупции.
- С февраля т.г. начнется реализация проекта «Астана – адалдық алаңы», призванного стать базовой моделью работы по искоренению административной (бытовой) коррупции. В нем заложен комплекс мер по формированию всеобщего неприятия коррупции, обеспечению открытости госорганов и усилению персональной ответственности руководителей, развитию гражданского контроля, созданию комфортных условий оказания госуслуг. После апробации данная модель будет внедряться во всех регионах.
- Для более действенного объединения усилий государства и общества в сфере противодействия коррупции будет подготовлен и реализован проект «Карта общественного контроля». Он направлен на создание эффективной инфраструктуры превенции коррупции, в первую очередь, на уровне городов районного значения и сельских округов. Особое внимание будет уделено усилению взаимодействия с гражданами с помощью социальных сетей и мессенджеров.
- В соответствии с Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам модернизации процессуальных основ правоохранительной деятельности», принятым в декабре 2017 года в порядке законодательной инициативы Главы государства, будет реализован комплекс мер, направленных на неукоснительное соблюдение прав граждан на досудебной стадии и снижение уровня репрессивности в работе Антикоррупционной службы.