Государственный служащий обязан соблюдать порядок представления декларации о доходах и имуществу в целях исключения коррупционных правонарушений
Одна из обязанностей государственных служащих — представление в налоговый орган по месту жительства декларации о доходах и принадлежащем ему имуществе, находящемся как на территории Республики Казахстан, так и за ее пределами.
Декларация по индивидуальному подоходному налогу и имуществу представляется в налоговый орган по месту жительства не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом, за исключением случаев, предусмотренных Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» и Законом Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией».
Согласно Закона Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» лица при поступлении на государственную должность либо на должность, связанную с выполнением государственных или приравненных к ним функций, представляют в налоговый орган по месту жительства декларацию о доходах и имуществе. И в дальнейшем в период выполнения своих полномочий государственные служащие представляют соответствующие декларации ежегодно. Кроме того, законом установлена обязанность супруга (супруги) государственного служащего о сдаче декларации о доходах и имуществе. Также следует отметить, что лица, уволенные с государственной службы по отрицательным мотивам, сдают декларации в течение трех лет после увольнения.
Государственные служащие, лица, исполняющие управленческие функции в государственных организациях, в уставном капитале которых для государства составляет не менее 35 процентов, лица являющиеся кандидатами на государственность должность – при поступлении на должность представляют декларацию по индивидуальному подоходному налогу и имуществу (ф.230.00).
Вышеуказанные лица вправе представлять налоговую отчетность в соответствующие органы государственных доходов по местожительству:
в электронном виде, допускающем компьютерную обработку информации, - посредством системы приема и обработки налоговой отчетности.
Следует отметить, что на сегодняшний день Интернет расширяет личные возможности каждого налогоплательщика, существенное преимущество имеют налогоплательщики, представляющие отчетность в электронном виде, это экономия времени, отсутствие затрат на приобретение форм налоговой отчетности, при этом не контактируя с работниками органов государственных доходов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 557 Налогового кодекса сведения, указанные в декларациях и другие сведения о налогоплательщике (налоговом агенте), относящиеся к налоговой тайне и не могут быть представлены органами налоговой службы другому лицу без письменного разрешения налогоплательщика (налогового агента), если иное не установлено настоящей статьей.
В свою очередь, за умышленное непредставление или представление неполных, недостоверных деклараций о доходах, имуществе и других сведений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией, лицами, занимающими государственную должность и лицами, являющимися кандидатами на государственную должность либо на должность, связанную с выполнением государственных или приравненных к ним функций, а равно супругом (супругой) указанных лиц образует состав административного коррупционного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 274 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее -КоАП РК) в виде штрафа в размере по части первой 50 МРП и по части второй 200 месячных расчетных показателей, то есть 120250 тенге и 481000 тенге соответственно.
Проверка своевременности представления деклараций и достоверности отраженных в них сведений осуществляется органами государственных доходов путем камерального контроля, проводимого в соответствии с Налоговым кодексом.
Согласно статьи 802 КоАП РК поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение уполномоченным лицом факта совершения правонарушения.
Таким образом, в случае выявления налоговым органом факта указания лицом неполных или недостоверных сведений в проверяемой декларации, возбуждается административное производство по статье 274 КоАП РК.
Также следует учесть, что согласно статьи 70 Налогового кодекса предусмотрена возможность предоставления налогоплательщиком дополнительной декларации. Однако не применение мер административного реагирования будет иметь место только в том случае, если такая дополнительная декларация представлена лицом по собственной инициативе до проведения проверки налоговым органом. Следовательно, вручение лицу уведомления об устранении нарушений налогового законодательства по результатам камерального контроля свидетельствует о ненадлежащем исполнении налогоплательщиком налогового обязательства и влечет установленную законодательством ответственность, в данном случае предусмотренную статьей 274 КоАП РК, независимо от последующего исполнения врученного уведомления.
Главный специалист
отдела непроизводственных платежей
Управления государственных доходов по Есильскому району Департамента государственных доходов по г.Астана
Б.Сарсенбаев