На Форуме в Актобе выработаны меры по борьбе с теневым оборотом нефти и газа
20 октября, г. Актобе. Генеральной прокуратурой и акиматом Актюбинской области проведен Форум по обсуждению проблем противодействия теневому обороту нефти и газа.
В нем приняли участие представители Администрации Президента РК, отраслевых министерств, правоохранительных и местных исполнительных органов, ассоциаций и профильного бизнеса, в том числе основных добывающих областей Казахстана (Актюбинская, Атырауская, Западно-Казахстанская, Кызылординская области), а также официальная делегация Оренбургской области РФ.
Открывая работу форума, аким Актюбинской области Бердыбек Сапарбаев отметил, что по поручению Главы государства в регионе уделяется особое внимание развитию нефтегазового сектора.
«На сегодня в области успешно работают 29 недропользователей углеводородного сырья. В текущем году планируется добыть 5,9 млн. тонн нефти, 6,5 млрд. куб.м. газа. В ближайшие 5 лет на модернизацию в нефтегазовой отрасли предприятиями будет вложено не менее 60 млрд.тг. Только в т.г. будет проведено 19 геологоразведачных работ», - сообщил Б.Сапарбаев.
Теневой оборот нефти и газа является актуальной проблемой не только для Актюбинской области, но и для Казахстана в целом, т.к. является вопросом национальной безопасности и стабильности, считает глава региона.
«Последствия теневого оборота нефти и газа всем известны – существенные потери доходов бюджета, оттока денежных средств из РК, снижение благосостояния населения, ухудшение инвестиционного климата, что все вкупе ставит под угрозу выполнение государственных и правительственных программ. Более того, теневой оборот является источником финансирования деятельности отдельных организованных преступных групп, в т.ч. радикальных религиозных течений», - подчеркнул Б.Сапарбаев, озвучив ряд предложений по снижению уровня теневого оборота нефти и газа.
Освещая масштабы проблемы, заместитель Генерального Прокурора Андрей Лукин сделал акцент на отсутствии прозрачности оборота нефти и газа в стране.
«С 2015 года расхождение между добытой (189 млн. тн.), переработанной и экспортированной нефтью (191 млн. тн.) составляет порядка 2 млн. тонн. Это около 600 млн. долларов США. Возникает вопрос, откуда излишки? Думаю, Минэнерго следует обратить внимание на это», - отметил А.Лукин в своем выступлении.
Причины хищений в надзорном ведомстве видят в отсутствии автоматизированного учета добычи нефти, современных нормативов её списания, ненадлежащей охране скважин, бесконтрольности нефтевозов, манипуляциях с составом нефти и последующим её вывозом под видом иных нефтепродуктов.
И самое главное, по мнению Заместителя Генерального Прокурора, модернизации требует информационная система учета Министерства энергетики, которую предложено интегрировать с базами данных других структур.
Спикер поделился результатами эксперимента Комитета Генпрокуратуры (КПСиСУ), проведенного в рамках подготовки к Форуму.
С его слов, Комитетом были сличены отчеты Министерства энергетики об объемах добычи и переработки с данными таможенных органов по экспорту нефти.
В результате обнаружено 40 компаний, которые отгружали нефть больше, чем они сами добыли.
Отдельного внимания удостоилась проблема оборота «социального» газа.
Отмечено, что на дефицит и рост цен на данное сырье в стране влияют недостоверность расчетов потребления и отсутствие прозрачных механизмов распределения газа, как между оптовиками, так и среди заправок.
Для решения этих проблем предложено модернизировать систему реализации газа, наделить акимат полномочиями по распределению сжиженного газа на внутреннем рынке.
Далее о принимаемых мерах по устранению причин и условий для нелегальных операций с углеводородами доложили Вице-Министр по инвестициям и развитию Тимур Токтабаев и Вице-министр энергетики Магзум Мирзагалиев.
О проводимой работе в сфере противодействия незаконному обороту нефти и газа доложили представители Министерства внутренних дел, Комитета государственных доходов и пограничной службы Комитета Нацбезопасности.
По итогам дискуссий с учетом предложений всех участников Форума выработан итоговый документ, в который вошли 7 комплексных мер (шагов) против теневого оборота нефти и газа. Это: совершенствование систем учета нефти и газа, регламентация процессов определения технологических потерь; внедрение современных технологий по охране месторождений; контроль за эксплуатацией нефтевозов и газовозов; совершенствование правовых мер ответственности и др.
В завершение мероприятия Заместитель Генерального Прокурора выразил уверенность в достижении положительного эффекта от данных мер и призвал участников к действию.
Пресс-служба Генеральной Прокуратуры РК