Модернизация 3.0 как ответ Президента на исторические и глобальные вызовы республике
Главой Государства был объявлен новый этап реформ по масштабным, политическим и экономическим усовершенствованиям Казахстана. В своем Послании Президент обнародовал видение новой модели экономического роста страны – Третью модернизацию. Модернизация 3.0 – это ответ Президента на исторические и глобальные вызовы стране. Эти вызовы можно разделить на такие группы, как экономические, геополитические и технологические.
К примеру, многократно ускорился технологический прогресс. Мир стоит на пороге очередной, уже Четвертой промышленной революции, которая приведет к исчезновению целых отраслей и созданию принципиально новых.
У всех нас на слуху такие компании, как Apple, Google, Facebook. Они пришли на смену таким лидерам рейтингов, какGeneral Motors, Exxon Mobil, General Electric. Так, молодая startup-компания Uber которой всего 7 лет, сегодня оценивается больше, чем в 66 млрд. долларов, в то время как традиционной гигант американской экономики General Motors оценивается в 49 млрд. долларов.
На наших глазах мир становится совершенно другим. И только те народы, которые найдут способность видеть свой путь в будущее и готовность с опережением отвечать на эти глобальные вызовы, окажутся победителями.
В этой связи важно отметить, что концепция трех модернизаций позволяет увязать в единую картину 25 летний опыт развития страны. Казахстан за свои годы независимости прошел уже через 2 масштабные модернизации.
Первая модернизация Казахстана началась 25 лет назад на руинах СССР.
Вторая модернизация началась с принятия Стратегии 2030 и создания нашей новой столицы Астаны.
Две успешные модернизации дали Казахстану бесценный опыт. Теперь перед страной, Президентом поставлена новая задача – Третья модернизация Казахстана. Глава государства подчеркнул, что эта модернизация – не план борьбы с текущими глобальными вызовами, а надежный мост в будущее, навстречу целям Стратегии-2050 на базе Плана нации «100 конкретных шагов». Она должна создать прочную экономическую базу для будущих поколений казахстанцев. Это будет реализовано через пять приоритетов.
В своем послании Главой государства подчеркивается важность развития человеческого капитала. По-прежнему, одним из важных факторов успешного выполнения стоящих перед нами задач является правильная организация работы с кадрами, отбор, расстановка и их воспитание.
Здесь хочется привести пример органов юстиции. Так, в результате проведенных конкурсных процедур за прошедший год свыше 750 кандидатов назначены на административные государственные должности.
Министерством на постоянной основе обеспечивается неукоснительное соблюдение принципа меритократии при выдвижении сотрудников на вышестоящие должности.Так, департаментом юстиции по ЗКО,в 2016 году на вышестоящие должности были назначены 11 административных государственных служащих, за 6 месяцев 2017 года - 7 служащих Департамента юстиции ЗКО.
Большое внимание уделяется формированию профессионального кадрового потенциала посредством ротации руководящего состава из центра в регион и наоборот. Ротация позволяет перемещаемым сотрудникам ознакомиться с другими направлениями работы, расширить профессиональные знания и получить дополнительные навыки, что в конечном итоге благоприятно сказывается на эффективности выполняемой ими работы и деятельности органов юстиции в целом.
Анализируя результаты качественного состава кадров органов юстиции, следует отметить, что с каждым годом увеличивается количество сотрудников, имеющих два и более высших образования. Министерством юстиции уделяется особое внимание вопросам повышения квалификации сотрудников и их дополнительного профессионального обучения, как за рубежом, так и в пределах страны.
Кроме того, впервые для руководящего состава территориальных органов юстиции организованы курсы повышения квалификации в Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан.
Стратегией гендерного равенства Республики Казахстан на 2006-2016 годы предусмотрено достижение 30%-ной представленности женщин на уровне принятия решений. В настоящее время доля женщин, выдвинутых на руководящие должности по системе органов юстиции, составляет 43% от общего числа руководящих должностей.
Немаловажными являются вопросы, связанные с подготовкой и привлечением молодых специалистов. В целях поощрения и стимулирования работы за добросовестное отношение к выполнению служебных обязанностей и безупречную государственную службу свыше 600 сотрудников награждены ведомственными наградами, грамотами и благодарственными письмами Министра юстиции.
На особом контроле находятся вопросы профилактики и борьбы с коррупционными правонарушениями. Как свидетельствует статистика, по итогам отчетного года отмечается снижение на 20% уровня коррупционных преступлений (24 факта в 2016г. против 30 в 2015 г.). Указанное стало возможным благодаря принятым мерам, направленным на системное предупреждение, профилактику и пресечение коррупционных проявлений, а также усиление ведомственного контроля и координации.
Главой государства неоднократно подчеркивается важность повышения эффективности и развития сферы оказания государственных услуг, так как одной из основных стратегических целей государственной политики на протяжении последних лет является повышение качества и уровня граждан.
Считаем, что без повышения качества жизни населения невозможно достижение конкурентоспособности страны в целом. На наш взгляд, одним из основных направлений повышения уровня жизни населения как раз и является повышение качества и доступности государственных услуг. В этой связи, особо подчеркнем, что Министерство юстиции занимает лидирующую позицию по количеству оказанных государственных услуг среди всех государственных органов. По итогам 2016 года населению предоставлено свыше 12 млн. государственных услуг (12 104 595).
Помимо поступательного развития сферы оказания государственных услуг, проводятся и системные мероприятия по самоконтролю качества оказываемых государственных услуг с применением комплексного подхода, позволяющие получить достоверные оценки в области качества государственных услуг с выявлением «узких мест», с выработкой соответствующих рекомендаций по дальнейшему совершенствованию государственных услуг.
В результате предпринятых мер, Министерство юстиции по итогам общественного мониторинга за 2016 год, вошло в тройку лидеров среди центральных государственных органов в рейтинге по уровню удовлетворенности качеством государственных услуг.
Подытоживая, следует отметить, что в условиях постоянно развивающихся экономик, Всем нам необходимо следовать пути определенным нашим Президентом, навстречу целям Стратегии-2050, а внедрение новых технологий в сфере государственных услуг, станут одними из важнейших механизмов по вступлению Казахстана в 30 развитых стран мира.
Заместитель руководителя Департамента юстиции ЗКО
Арай Озбекова