Право на свободу и личную неприкосновенность – право, гарантированное Конституцией
В Республике Узбекистан, где проживают более 35 миллионов человек, представляющих более чем 140 наций и народностей, каждый имеет равные права и обязанности в соответствии с Конституцией. Следует признать, что защита основных прав и свобод человека в нашей стране является одной из важнейших среди реформ, проводимых в Узбекистане.
Особенно, реформы в области обеспечения прав человека напрямую связаны со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы, инициированной Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым.
Помимо обеспечения законности, совершенствования судебной системы, либерализации видов наказания, обеспечения гендерного равенства, предотвращения пыток, обеспечения гласности и прозрачности, укрепления свободы слова посредством ежегодных государственных программ, принимаемых в рамках этого исторического документа, на основе принципа гуманности проведена значительная работа для того, чтобы дать возможность лицам, сбившимся с пути, адаптироваться в обществе. В этой связи, принятие Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека в 2020 году стало одним из важных шагов в обеспечении прав человека.
Кроме того, хорошие результаты достигнуты в сотрудничестве с Международной организацией труда и Всемирным банком по искоренению принудительного труда и детского труда.
Особое внимание также уделяется обеспечению прав людей с особыми потребностями. В частности, в 2021 году вступил в силу новый закон о правах лиц с инвалидностью. Парламент Узбекистана ратифицировал Конвенцию о правах инвалидов.
Самое главное, что эти положительные изменения признаются и поддерживаются международным сообществом. Тот факт, что Узбекистан впервые был избран в Совет Организации Объединенных Нации по правам человека также является практическим результатом пятилетних реформ.
Безусловно, роль Стратегии действий в представлении новых современных и эффективных механизмов защиты прав и свобод человека в деятельности Института Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсмана), созданного в 1995 году, имеет неоценимое значение. Поскольку именно в рамках Стратегии действий Омбудсману было предоставлено право вносить вопросы, относящиеся к законодательству на рассмотрение Конституционного суда Республики Узбекистан, участвовать в его заседаниях и выражать свое мнение по всем рассматриваемым судом вопросам, обращаться в суды без уплаты государственной пошлины с заявлениями и исками в интересах граждан, обращаться в комитеты палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан с предложением рассмотреть вопрос о заслушивании информации представителей органов государственной власти и управления, вносить обязательные представления руководителям государственных органов и иных организаций об устранении выявленных нарушений законодательства в области прав и свобод человека, причин и условий, допускающих их.
Кроме того, в 2019 году был введен и усилен Национальный превентивный механизм (НПМ) по предупреждению пыток при Уполномоченном Олий Мажлиса по правам человека (Омбудсмане) и укреплен соответствующим законодательством. Согласно ему, Уполномоченному следует принимать меры по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания путем регулярных посещений мест лишения свободы.
В качестве логического продолжения реформ, в этом году также было принято два документа, подписанные Президентом и касающиеся деятельности Омбудсмана. Постановлением Главы государства «О дополнительных мерах по совершенствованию системы выявления и предупреждения случаев пыток» от 26 июня 2021 года утверждена система выявления и предупреждения пыток в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права в области прав человека, усовершенствован механизм оперативного и беспристрастного рассмотрения обращений, связанных с применением пыток, привлечения виновных к ответственности, оказания жертвам пыток социальной, правовой, психологической и медицинской помощи, возмещения причиненного им вреда, выявления случаев пыток и широкого вовлечения институтов гражданского общества в их предотвращение. Все эти вопросы определены в качестве приоритетных направлений, а деятельность НПМ при Омбудсмане получила дальнейшее совершенствование.
При Омбудсмане созданы общественные группы по выявлению и предотвращению случаев пыток. Перед ними поставлены задачи по выявлению случаев пыток и представлению в соответствующий государственный орган требований об их скорейшем устранении, участию в рассмотрении заявлений о пытках и разработке методических рекомендаций для проведения экспертизы случаев пыток.
Следующий документ – Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсмана)» был подписан 10 сентября 2021 года. Одно из главных нововведений документа заключается в том, что он наделил Омбудсмена правом законодательной инициативы. Это связано с тем, что наиболее эффективные предложения по защите прав человека формируются в повседневной деятельности Уполномоченного по правам человека, в непосредственном взаимодействии с населением, государственными и неправительственными организациями, судебной властью и экспертным сообществом. Именно в этом процессе возникают проблемы, требующие решения. В связи с этим новый указ послужит усилению практической значимости института Омбудсмана.
Согласно указу, деятельность Омбудсмана в регионах больше усилена. С 1 января 2022 года региональные представители Омбудсмана осуществляют свою деятельность на постоянной основе. А это в свою очередь, служит решению проблем и вопросов наших граждан на местах.
Оценку эффективности работы Омбудсмана в любой стране можно изучить непосредственно проанализировав статистику поступивших к нему обращений и их решений. Поскольку обращения направляются только в том случае, если к Уполномоченному по правам человека есть доверие.
Омбудсман совместно с представителями общественности наладила систему «мониторинговых визитов» в места содержания лиц с ограниченной свободой передвижения и в 2021 году было проведено 177 мониторинговых визитов (в 2020 году – 76).
В ходе визитов были изучены условия содержания лиц с ограниченной свободой передвижения , в частности проживания и питания, труда, состояние и качество медицинской помощи, духовно-просветительской работы, проводимой для лиц с ограниченной свободой передвижения, соблюдение санитарно-гигиенических требований в период пандемии коронавируса, а также образование и другие вопросы такого рода. Примечательно, что в этих контрольных визитах также принимали участие представители СМИ, которым была предоставлена возможность воочию изучить условия в пенитенциарных учреждениях и лично пообщаться с заключенными и задержанными.
Следует отдельно отметить, что Омбудсман также принял активное участие в избирательном процессе Президента Республики Узбекистан, который состоялся 24 октября 2021 года. В частности, при проведении мониторинговых визитов в пенитенциарные учреждения Омбудсман изучил вопросы оснащения избирательных участков в соответствии с установленными требованиями в части обеспечения права избирателей на тайное голосование без какого-либо давления или барьеров. Также, в целях обеспечения права голоса избирателей и права кандидатов на агитацию в процессе мониторинга было изучено создание равных условий для проведения агитации кандидатами, их доверенными лицами и политическими партиями посредством встреч с гражданами.
Вместе с этим, в сотрудничестве с Ассоциацией инвалидов Узбекистана были изучены условия, созданные для людей с инвалидностью. В 2021 году на выборах для людей с ограниченными возможностями были выделены отдельные кабинки. На входах в избирательные участки и выходах из них были установлены пандусы, слабовидящие были обеспечены трафаретами бюллетеней с шрифтом Брайля, на участки для голосования были привлечены сурдопереводчики. В результате выполнены обязательства, закрепленные в Международной Конвенции о правах инвалидов, и созданы условия для реализации данной категорией граждан избирательных прав в полном объеме и наравне с другими.
В заключении следует отметить, что в рамках Стратегии действий проделана значительная работа и предприняты важные шаги по обеспечению прав человека, его чести и достоинства, а также по усилению и поддержке деятельности Омбудсмана. В результате проведенных реформ в 2020 году на Генеральной Ассамблее ООН Узбекистан впервые в истории большинством голосов был избран в Совет ООН по правам человека на трехлетний срок. В то же время, мы осознаем, что данным решением на Узбекистан возложена огромная ответственность, и что защита прав человека – это непрерывный процесс. Именно по этой причине, Президент Республики Узбекистан выдвинул Стратегию развития Нового Узбекистана на ближайшие пять лет. Этот документ, основанный на новом принципе «человек – общество – государство», воплощает идею «Новый Узбекистан – народное и гуманное государство».
Стратегия развития также направлена на обеспечение прав и законных интересов каждого посредством Целей устойчивого развития до 2030 года, принятых по принципу «никого не оставлять в стороне».
Несомненно, эти результаты достойны признания, но впереди у нас еще много целей. Думаю, что цепочка реформ по обеспечению прав и интересов человека и дальше будет с каждым годом давать свои положительные результаты.
Феруза Эшматова,
Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсман)