Важно решить вопрос круглосуточного нахождения медицинских работников в спецприемниках РК
Согласно действующему законодательству, под термином «специальный приемник» понимается учреждение органов внутренних дел, предназначенное для приема и содержания лиц, подвергнутых административному аресту.
Всего в Казахстане функционирует 28 соответствующих учреждений. Как отметил член Координационного совета Национального Превентивного Механизма (НПМ) Арсен Аубакиров, участники НПМ в 2019 году провели 18 посещений спецприемников, а в 2020, несмотря на ситуацию с пандемией – 19, включая периодические, промежуточные и специальные.
В целом, в 2020 году нарушения со стороны администраций спецприемников можно категоризировать по следующим видам – жилищные условия (29%), медицинское обслуживание (22%), санитарно-гигиенические условия (22%), условия питания (10%), право на подачу жалоб (9%) и связь с внешним миром (8%).
«Проблем с доступом в спецприемники во время посещений у нас не было, однако последние рекомендации по улучшению условий пребывания либо не выполняются, либо выполняются частично. Полное исполнение предписаний представляет собой большое исключение», - подчеркнул Аубакиров.
Член Корсовета НПМ остановился на ряде нарушений, выявленных в ходе мониторинговых посещений. Он отметил часто встречающуюся проблему устаревания внешнего вида зданий и общей инфраструктуры учреждений. Аубакиров подчеркнул, что «административные помещения введены в эксплуатацию давно, во многих зданиях отсутствуют специальные возможности для людей с инвалидностью, не установлены камеры на территории приемников».
Как рассказал эксперт, администрации учреждений ссылаются на то, что некоторые здания сами по себе имеют небольшой размер и в них невозможно создать отдельные камеры для тех или иных категорий лиц: например, иностранцев, людей с инвалидностью. Чаще всего, отметил Аубакиров, разделяют содержание мужчин и женщин.
Еще одна проблема, выделенная Аубакировым — низкое качество условий питания. По его словам, необходимо обеспечить более пристальный контроль за поставками еды, следить за соблюдением доступа задержанных к питьевой воде в любое время суток.
Также Арсен Аубакиров обратил внимание на санитарные условия в спецприемниках.
«Нахождение в подобных учреждениях не носит длительный характер, поэтому регулярная замена постельного белья, предметов личной гигиены, состояние санузлов, обеспечение приватности и доступности санитарных помещений должны быть под постоянным контролем», - подчеркнул член Корсовета НПМ.
Помимо этого, он обратил внимание на нехватку освещения внутри камер, недостаточное соблюдение температурного режима в помещениях ряда учреждений – отопления зимой и вентиляции летом.
Аубакиров неудовлетворительно отозвался и о качестве медицинского обслуживания в отдельных спецприемниках Казахстана. По его словам, «медперсонал занят, в основном, на полставки, наблюдается большая текучка кадров». Это, в свою очередь, влечет за собой сокращение времени на прием больных, нарушения в ведении документации и сроков хранения лекарств. Соответственно, важно решить вопрос нахождения медицинских работников в специальных приемниках на круглосуточной основе.
«Стоит задуматься об организации поставок лекарственных препаратов, следить за их качеством и обеспечивать их правильное хранение», – заключил А. Аубакиров.
В числе рекомендаций, обозначенных участниками НПМ администрациям спецприемников, также можно отметить проведение текущего ремонта инженерных коммуникаций водоснабжения и канализации в камерах, улучшение искусственного освещения, ремонт окон и водопроводных труб, установку стиральных машин, борьбу с клопами и создание контрольно-пропускных пунктов.
В число рекомендаций участников НПМ, адресованных МВД РК, в свою очередь вошло ускорение процесса строительства новых зданий, а также капитального и косметического ремонта действующих; приведение уровня медобслуживания, санитарно-гигиенических условий и организации питания в соответствие международным и национальным стандартам; внедрение единообразной регулярной методики и отчетности по проведению занятий и составлению методических материалов, касающихся предотвращения пыток и других видов жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство видов обращения и наказания. Отдельно стоит отметить рекомендацию участников НПМ, в соответствие с которой жалобы содержащихся в спецприемниках лиц, адресованные Уполномоченному по правам человека, прокурору и в суд, не подлежат цензуре и немедленно направляются адресату в запечатанном виде.
Напомним, НПМ выступает разновидностью общественного контроля закрытых государственных учреждений с целью выявления и предупреждения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Задача задействованных в работе НПМ экспертов – регулярные посещения мест изоляции людей от общества и мониторинг соблюдения прав и свобод тех, кто в них находится. 2020 год ознаменовал эффективность семилетнего периода деятельности НПМ в Казахстане, которая координируется аппаратом Уполномоченного по правам человека при поддержке Правительства РК, Программы развития ООН и других международных организаций.
Помимо спецприемников и приемников-распределителей, в число посещаемых участниками НПМ учреждений также входят тюрьмы, СИЗО, полицейские участки, наркологические диспансеры, организации здравоохранения для детей-сирот и др.
Арсен Аубакиров, член Координационного совета НПМ