Какие нарушения прав человека выявлены в учреждениях для принудительного лечения
Соблюдение конституционных прав граждан Республики Казахстан на охрану здоровья, получение качественных медицинских услуг и обеспечение их государственными гарантиями являются одним из основных направлений государственной политики в области здравоохранения.
В ходе презентации Консолидированного доклада участников Национального превентивного механизма (НПМ) за 2019-2020 годы отдельный акцент был сделан на вопросе соблюдения прав и законных интересов лиц в учреждениях для принудительного лечения.
В 2019 году участниками НПМ в регионах РК было проведено 62 мониторинговых посещения соответствующих организаций. В том числе 20 посещений противотуберкулёзных диспансеров и больниц, 42 посещения психиатрических больниц и наркологических стационаров. В 2020 году также проведено 63 посещения, включая 3 специальных.
Как подчеркнул член Координационного совета НПМ Сергей Молчанов, одним из ключевых вопросов остается уровень финансирования деятельности участников НПМ: мандат НПМ расширяется, но финансирование остается на прежнем уровне. В этой связи, С. Молчанов отметил, что финансирование НПМ необходимо увеличивать для охвата всех подмандатных учреждений. В частности, в Павлодарской области таковых 250, а охватить НПМ может только 33.
Что касается результатов мониторинговых посещений, множество учреждений расположены в зданиях и помещениях, требующих проведения капитального ремонта или перевода в типовые здания, специально построенные для медицинских нужд.
Одной из самых распространенных проблем являются неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия. Так, Сергей Молчанов напомнил, что в 2020 году вышли новые нормы санитарных правил. К примеру, в соответствие с ними в каждой палате должна быть раковина с подводом горячей и холодной воды, но в некоторых медицинских организациях их вообще нет. Имеются также нарушения установленных норм питания с точки зрения закупа продуктов.
Большинство проблемных зон в посещаемых учреждениях связаны с отсутствием или неразвитостью реабилитационного направления в терапии пациентов. Особенно это касается психиатрических больниц, где система оказания психиатрической помощи, несмотря на значительные улучшения на правовом уровне, тем не менее, более придерживается исторически сложившегося положения, при котором выполняет функции контроля, сдерживания, ограничения и изоляции пациентов. Отсутствие занятий по интересам, пассивное времяпровождение ведут к дальнейшей деградации личности, утере социальных, бытовых и жизненных навыков. До настоящего времени предпринято крайне мало мер, направленных на создание альтернативных видов психиатрической службы, а также на деинституционализацию существующей системы. Органы социальной защиты не разрабатывают индивидуальную программу реабилитации для людей с инвалидностью, состоящих на учете врача психиатра.
«В психиатрии из года в год остается проблемой реабилитация пациентов. Чем больше реабилитаций в медицинских учреждениях, тем меньше будет осложнений, как показывает практика. Я считаю, необходимо пересмотреть использование такого лекарственного препарата, как аминазин, который применяли в 50-60 годах прошлого столетия. Он морально устарел и в Европейском Союзе его применение прекращено с 1996 года. У него очень высокая нейротоксичность и очень много побочных эффектов. В Казахстане его применяют и к детскому населению. Мозг должен развиваться, а нейролептики не дают этого сделать», - предупреждает Сергей Молчанов.
Затрагивая отрицательные аспекты, которые выявили участники НПМ, Сергей Молчанов особо подчеркнул именно положение несовершеннолетних.
«В первую очередь, это необеспеченность детей жилищными условиями по минимальным стандартам: нарушается норма площади на одного ребенка. Дети проживают в условиях, не обеспечивающих их нормальное пребывание, лечение, обучение и развитие. Питание не всегда подходит под возрастные требования: как по качеству, так и по количеству. В лечебном процессе преобладает исключительно медикаментозная составляющая», - обращает внимание спикер.
Также Молчанов подчеркнул, что регулярно скрываются факты жестокого обращения с детьми. СМИ, участники НПМ или прокуратура выявляют такие случаи. Еще одной проблемой остается неосведомленность сотрудников и руководства медицинских учреждений об НПМ, что, как следствие, препятствует проведению эффективных мониторинговых посещений. «Самое открытое ведомство – это уголовно-исполнительная система. Наиболее закрытые – медицинские учреждения», - говорит С. Молчанов.
По данным спикера, имеются и положительные изменения. Так, имеются позитивные результаты с точки зрения оснащения учреждений здравоохранения инфраструктурой для людей с особыми потребностями: переоборудуются отдельные палаты и прокладывается маршрут по учреждению с учётом людей, пользующихся креслами – каталками для инвалидов. В то же время, Молчанов отметил, что руководители 12 учреждений не имеют соответствующей инфраструктуры.
В целом, выводы и рекомендации участников НПМ, посетивших учреждения для принудительного лечения в рассматриваемом периоде, основываются на нормах действующего законодательства Республики Казахстан и международных стандартах, ратифицированных Республикой Казахстан, а значит обязательны к исполнению.
В большинстве своем соответствующие рекомендации представляют собой конкретные предложения администрации областного уровня, администрации учреждений и руководству ведомств по устранению несоответствий жилых помещений, санитарно-гигиенических условий, медицинского обслуживания, условий питания, условий для занятия спортом и связи с внешним миром (доступ к СМИ, свидания, телефонные переговоры) и др.
Так, в своем докладе С. Молчанов обозначил необходимость внесения в республиканский бюджет средств на постройку новых медицинских учреждений закрытого типа. Также спикер рекомендовал администрациям учреждений для принудительного лечения привести стационары в соответствие с санитарно-эпидемиологическими нормами 2020 года. Отдельное внимание Молчанов обратил на необходимость взять под особый контроль соблюдение норм питания.
Добавим, что институциональное усиление НПМ в Казахстане осуществляется при поддержке Правительства РК, Программы Развития ООН и других международных организаций. Координацию деятельности участников НПМ выполняет Уполномоченный по правам человека в РК Эльвира Азимова.