Порядок обжалования итогов государственных закупок
В рамках проекта «Адал көмек» юрист «Палаты юридических консультантов ВКО» Александр Круглов провел прямой эфир на тему «Порядок обжалования итогов проведенных государственных закупок».
Так, в ходе прямого эфира Александр Анатольевич разъяснил, что до введения 01 июля 2021 года «Административного процедурно-процессуального кодекса РК» (далее - АППК) государственные закупки обжаловались в специализированных межрайонных экономических судах в рамках Гражданского процессуального кодекса РК (далее - ГПК). После ведения АППК порядок рассмотрения итогов государственных закупок изменился. Так, если участниками обжалуются итоги госзакупок, (протокол итогов), необходимо соблюдать порядок обязательного досудебного регулирования.
Досудебное регулирование – подача жалоб на действия/решения членов конкурсной комиссии/экспертов и т.д. в уполномоченный орган.
В соответствии со статьей 47 Закона РК «О государственных закупках», уполномоченным органом для обжалования итогов госзакупок, является Департамент внутреннего государственного аудита и Комитет внутреннего государственного аудита Министерства финансов РК.
Жалоба подается в течении 5 рабочих дней после опубликования протокола итогов на веб-портале государственных закупок и подлежит рассмотрению соответствующим региональным Департаментом внутреннего государственного аудита в течении 10 рабочих дней. На период рассмотрения жалобы, процедура заключения договора приостанавливается. Далее Департамент публикует результаты рассмотрения, который может быть 2 видов.
Первое, если нарушения, заявленные в жалобе подтверждаются, жалоба удовлетворяется и уполномоченный орган выносит уведомление о результатах камерального контроля. Данное уведомление должно быть исполнено организатором госзакупок, если он согласен с выявленными нарушениями, либо если организатор не согласен, то подается возражение на уведомление в Комитет внутреннего государственного аудита и как правило, по результатам рассмотрения Комитета выносится окончательное решение. В редких случаях Комитет отменяет уведомление камерального контроля.
В случаях, когда Комитет внутреннего государственного аудита подтверждает доводы нижестоящего ведомства, уведомление подлежит исполнению и исполняется. Соответственно производится пересмотр итогов госзакупок и публикуется новый протокол итогов. После нового протокола итогов заключается договор.
Второе, если Департамент внутреннего государственного аудита не находит или не подтверждает нарушения указанные в жалобе, то им направляется письмо через-веб портал заявителю. В этом случае протокол остается без изменения.
В первом случае, если протокол итогов пересматривается, здесь как правило нарушаются права и интересы того поставщика, который ранее был признан победителем и он подает жалобу. В настоящее время, согласно нормам АППК, если до заключения договора кто-то из поставщиков после проведения обязательных досудебных процедур не согласен с результатами новых итогов, то он должен обжаловать протокол в новом специализированном межрайонном административном суде. Процедура рассмотрения существенно отличается от рассмотрения в рамках ГПК.
Суды не связаны определенными императивными обязательствами, т.е. они не действуют в рамках тех исключительных требований, которые заявлены, теперь они содействуют сторонам во всестороннем рассмотрении проблем, вправе запрашивать дополнительную информацию, подсказывать как откорректировать иск.
Аналогичный порядок предусмотрен и во втором случае, когда итоги остаются без изменений, то соответственно заявитель имеет право обжаловать протокол итогов в специализированном суде.