Внутренний контроль в сфере государственных услуг – как профилактическая мера
В своих ежегодных Посланиях народу Казахстана Глава Государства уделяет особое внимание повышению качества оказания государственных услуг, развитию мобильного формата получения государственных услуг, массовому обучению граждан навыкам работы с «электронным правительством».
Департамент Агентства по делам государственной службы по Павлодарской области является уполномоченным органом по оценке и контролю за качеством оказания государственных услуг.
В этой связи, Департамент на постоянной основе принимает меры по повышению качества оказываемых государственных услуг, в том числе устранению правонарушений и административных барьеров при их оказании.
Вместе с тем, во всех городах и районах Павлодарской области действуют службы внутреннего контроля, которые также проводят работу по профилактике правонарушений в сфере оказания государственных услуг.
При акиматах городов Павлодара и Экибастуза созданы отделы.
В городе Аксу и остальных районах области вопросы контроля оказания госуслуг закреплены за специалистами, которые находятся в структуре аппарата акима.
Основными задачами и целями этих служб являются выявление, исключение причин и условий, приведших к нарушениям, профилактика более серьезных правонарушений, влекущих административную и иную ответственность.
Тем самым, внутренний контроль направлен на профилактику и недопущение нарушений услугодателями законодательства Республики Казахстан в сфере государственных услуг.
Основной целью внутреннего контроля является выявление причин и условий совершения нарушений, а также недопущение их впредь.
Так, за прошедший год службами внутреннего контроля проведено 159 контрольных мероприятий, по итогам которых выявлено более 2,5 тысяч нарушений и выработаны 510 рекомендации.
Наибольшее количество нарушений выявлены по следующим направлениям: нарушение сроков оказания госуслуг, оказание государственных услуг при неполном пакете документов, истребование документов, не предусмотренных стандартом, нарушение бизнес-процессов.
За допущенные нарушения к дисциплинарной ответственности привлечено 54 должностных лиц.
Департаментом на постоянной основе проводится анализ отчетов по внутреннему контролю, актов контрольных мероприятий местных исполнительных органов.
В ходе анализа актов контрольных мероприятий, установлено улучшение составления актов о результатах проведенных мероприятий, отмечается самостоятельное выявление и устранение нарушений госорганами.
Вместе с тем, мониторинг показывает, что в отдельных районах контрольные мероприятия проводятся формально.
К примеру, некоторыми службами внутреннего контроля проверяемым периодом охвачены прошедшие годы, которые проверять уже не целесообразно из-за неактуальности, допускаются нарушения при формировании актов о результатах проверки, выработанные рекомендации носят общий характер.
Тем самым, вышеуказанные нарушения свидетельствует о некачественном проведении внутреннего контроля.
В целях повышения правовой грамотности специалистов по внутреннему контролю по инициативе Департамента продолжается практика привлечения вновь принятых специалистов по внутреннему контролю к проведению контрольных мероприятий в других районах, что способствуют приобретению навыков в подобных мероприятиях.
Департаментом в целях повышения качества оказания государственных услуг, проведения контрольных, разъяснительных мероприятий со специалистами по внутреннему контролю проводятся обучающие семинары, в том числе в режиме видеосвязи с помощью приложения zoom, в рабочем порядке обсуждаются проблемные вопросы, возникающие в ежедневной работе.
По итогам проведенных совещаний вырабатываются рекомендации, направленные на повышение качества оказания госуслуг и усиление работы служб внутреннего контроля.
В целом, внутренний контроль повышает дисциплину в соблюдении законодательства услугодателями и качество оказания государственных услуг.
Рымжанова А.А.
Главный специалист Управление государственных услуг ДАДГС по Павлодарской области