Гражданское общество привлекут к проведению антикоррупционной экспертизы проектов НПА
О научной антикоррупционной экспертизе проектов НПА в прямом эфире программы «Antikor Live» рассказал Первый заместитель руководителя Департамента по противодействии коррупции по Северо-Казахстанской области Нурлан Жахин и преподаватель вуза Павел Афанасьев.
Экспертиза проектов НПА инициирована в целях установления и исключения коррупциогенных норм, направленных на сокрытие или лоббирование разработчиком недостаточно обоснованного проекта НПА.
«16 июля 2020 года постановлением Правительства утверждены Правила проведения научной антикоррупционной экспертизы проектов НПА. Координация проведения антикоррупционной экспертизы возлагается на научное учреждение или высшее учебное заведение, которое в ближайшее время будет определено Агентством в соответствии с Законом «О государственных закупках». Проведение экспертизы будет закреплено за экспертами, включенными в реестр экспертов, формируемый Агентством. При этом эксперты отбираются координатором на конкурсной основе», - проинформировал Нурлан Жахин.
Срок проведения антикоррупционной экспертизы проекта законодательного акта не должен превышать 15 рабочих дней, по проекту подзаконного нормативного правового акта – 10 рабочих дней.
Вместе с этим, разработаны методические рекомендации для проведения экспертизы с участием научного сообщества и общества, которые станут рукописной книгой экспертов.
В общих методических рекомендациях определены перечень и описание 25 факторов коррупционных рисков.
«Привлечение гражданского общество влияет на качество подготовки тех или иных нормативных документов. Есть субъективные и объективные факторы, которые влияют на качестве официального документа. Это может быть и человеческий фактор, а может быть какая-то ситуация, сложившиеся в обществе либо нормативной базе и юристы знают, что недостатки юридической техники сказываются на конечном результате. И гражданское общество и неправительственные организации заинтересованы в том, чтобы законный и подзаконный акт был изложен простым доступным языком», - заметил Павел Афанасьев.