Коррупция: нет условного срока, есть конфискация имущества
В чем разница получения взятки от получения незаконного вознаграждения? Что отличает получение взятки от коммерческого подкупа? И что грозит коррупционерам об этом в проекте «Anticor Live» рассказал первый заместитель руководителя Антикоррупционной службы по Северо-Казахстанской области Нурлан Жахин.
Как отметил спикер за совершение коррупционных преступлений усилена ответственность.
«Каждый должен знать, что сейчас нет условного осуждения, введены штрафы в размере, кратном сумме или размеру полученной взятки. А не уплата назначенного судом «кратного» штрафа обязательно влечет за собой замену на «лишение свободы», по всем коррупционным преступлениям предусмотрена обязательная конфискация имущества», - отметил Нурлан Жахин.
Коррупция ассоциируется с «черным пятном», которое закрывает путь к работе на госслужбе и к занятиям определенной деятельностью.
Ни одна национальная компания, холдинг, не примет трудовую книжку коррупционера.
В ходе эфира было отмечено, разграничение получение взятки от получения незаконного вознаграждения.
Спикер привел слова Председателя Агентства Алика Шпекбаева, где отмечается, что за последние три года органами уголовного преследования зарегистрировано 36 фактов коммерческого подкупа и 44 случая получения незаконного вознаграждения, по которым осуждено всего 25 человек. Фактически данные статьи «не работают», хотя по своей сути соответствуют всем признакам взяточничества. Причина этому несоблюдение антикоррупционного законодательства и слабая активность населения, которых вынуждают дать взятку.
«Кто идет на незаконную сделку, предлагает мзду, подкуп чиновников и других лиц, для каждого найдется статья в уголовном кодексе», - отметил Жахин.
Вместе с тем, спикер привел нормы международного права.
К примеру, в ст. 129 УК Республики Кореи предусмотрена ответственность за получение и обещание получить взятку, а в ст. 130 – за дачу и обещание дать взятку.
Вместе с тем, в уголовном кодексе Французской Республики предусмотрена ответственность за обещание получить и дать взятку, а в качестве предмета преступления предусмотрены получение или вручение, в том числе государственных наград, должностей, подрядов и т. д.
Таким образом спикер считает, что ратификация Казахстаном международной конвенции об ответственности за коррупцию потребует внесения существенных дополнений в уголовное законодательство и установления ответственности за обещание и предложение взятки лично или через посредника, установления более длительных сроков давности за коррупционные преступления, введения института презумпции коррумпированности, когда бремя доказывания невиновности ложится на самого подозреваемого, отражения норм, регулирующих коррупцию в частном секторе.
Некоторые новшества в качестве предложения уже отражены в Национальном докладе по противодействию коррупции по итогам 2019 года, который недавно был внесен Президенту страны.
К примеру, в целях дальнейшей имплементации передовых антикоррупционных принципов, стандартов и рекомендаций предложено продолжения проработки новых инструментов противодействия коррупции – ответственность за незаконное обогащение, обязательность публикации деклараций о доходах и расходах, тестирование на профессиональную неподкупность (Integrity check), криминализация обещания/предложения взятки, торговли влиянием.