Коррупционные риски до минимума
Коррупция как социальное явление продолжает существовать в настоящее время практически во всех странах мира независимо от политического развития, в том числе и в Казахстане, различается лишь масштабами.
Важнейшим направлением деятельности нашего государства было и остаётся противодействие коррупции.
Коррупция является одним из серьезных условий, препятствующих эффективному развитию государства, и представляет огромную социальную угрозу. Поэтому разработка правовых механизмов противодействия коррупции становится значимой и актуальной проблемой развития современного общества и государства.
Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015–2025 годы в системе противодействия коррупции основополагающим звеном определено выявление и минимизация коррупционных рисков, условий и причин, сопутствующих их возникновению.
В этой связи, в целях исключения причин и условий коррупции в государственном и частном секторе Законом Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года «О противодействии коррупции» введены новые меры противодействия коррупции, в том числе анализ коррупционных рисков.
Анализ коррупционных рисков — это выявление причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям, который, в свою очередь, делится на внешний и внутренний. Отличие состоит лишь в том, что первый проводится совместно с уполномоченным органом в сфере государственной службы, а второй самостоятельно государственными органами и субъектами квазигосударственного сектора в своей деятельности.
Говоря об эффективности реализации такой меры противодействия коррупции, как внешний анализ коррупционных рисков необходимо отметить, что данная превентивная мера направлена на выявление предпосылок и условий совершения коррупционных правонарушений.
В прошлом году проведено 15 внешних анализов в 26 организациях, в ходе которых выработано 112 рекомендаций по устранению предпосылок коррупционных проявлений. Анализами охвачены социальная сфера, энергетики, образования, строительства и таможенного администрирования. В настоящее время все рекомендации реализованы на местном уровне, отдельные предложения находятся на стадии принятия изменений в нормативные правовые акты.
К примеру, положительно реализована рекомендация по итогам внешнего анализа в социальной сфере. При проведении анализа в сфере оказания социальных услуг лицам с ограниченными возможностями установлено, что услуга индивидуальных помощников для инвалидов первой группы приобреталась в рамках госсоцзаказа у общественного объединения «АДОН-Север», которое в свою очередь, ежемесячно занижало установленную стоимость почасовой оплаты помощникам на 20 %.
В связи с чем, была выработана рекомендация о внесении изменений и дополнений в Правила предоставления социальных услуг индивидуального помощника для инвалидов первой группы, имеющих затруднение в передвижении и специалиста жестового языка для инвалидов по слуху в части касающейся приобретения услуги индивидуальных помощников в рамках социального заказа.
Приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 30 января 2020 года № 33 «О внесении изменений в приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 22 января 2015 года № 26 «О некоторых вопросах реабилитации инвалидов» разработана новая редакция Правил.
В которых п. 10 предусмотрены административные затраты поставщика в размере не более 5% от общей суммы договора о государственном социальном заказе или о государственных закупках.
Кроме этого, при проведении анализа в сфере строительства в деятельности Управления государственного архитектурно-строительного контроля и лицензирования акимата Северо-Казахстанской области установлено несоответствие Стандарта оказания государственной услуги Правилам, в части касающейся переоформления аттестата эксперта.
В связи с чем, дана рекомендация о приведении в соответствие двух ведомственных нормативных актов.
Приказом и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 1 апреля 2020 года № 175 «Об утверждении правил оказания государственных услуг в сфере выдачи лицензий в архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и о внесении изменений и дополнений в некоторые приказы Министра национальной экономики Республики Казахстан» утверждена обновленная редакция Правил аттестации и Стандарта оказания государственной услуги.
Всего за истекший период 2020 года проведено 2 внешних анализов коррупционных рисков в 3 государственных органах и учреждениях, по итогам которых дана 31 рекомендация.
Выявленные Департаментом недостатки показывают, что госорганы и квазигоссектор не принимают достаточных антикоррупционных мер.
В настоящее время проводятся два инициативных внешних анализа в деятельности Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Северо-Казахстанской области и специализированном отделе филиала НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по СКО.
Поводом для этого послужило задержание заместителя руководителя управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог областного акимата.
Как Вы уже знаете, бывший заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог подозревался в получении взятки в размере 200 тыс. тенге от директора ТОО «Ленинград жолдары» за оказанное содействие в победе конкурса государственных закупок по содержанию и обслуживанию автомобильных дорог Акжарского района.
12 февраля т.г. приговором суда Г. Тасбулатов осужден к штрафу в размере 4,5 млн. тенге с пожизненным лишением права занимать должности на государственной службе.
Подводя итог, необходимо сказать, что внешний анализ коррупционных рисков, как мера по противодействию коррупции, является действенной и позволяет минимизировать коррупционные риски, как в нормативных правовых актах, так и в организационно-управленческой деятельности объекта анализа.
Вместе с тем, как показывает мировой опыт, достичь реальных результатов в противодействии коррупции можно только приобщив всех граждан к этому делу. В большинстве случаев собрать достаточно доказательств и наказать преступника получается лишь благодаря сообщениям простых граждан. Поэтому каждый должен знать, куда сообщать о коррупции.
В 2019 году Агентством последовательно реализована концепция «Слышащего государства», инициированная Главой государства в Послании народу Казахстана от 2 сентября 2019 года «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана»: Call-center 1424; Приём граждан; интернет-конференции и соцсети; сервисные центры «Antikor ortalyģy».
Так, проводится целенаправленная, скрупулезная работа по выявлению и искоренению коррупционных рисков в государственных органах и субъектах квазигосударственного сектора.
Баянгазин Е.Е.
Руководитель Департамента Агентства РК по противодействию коррупции по СКО