Информация о результатах проводимой Агентством профилактической работе в сфере государственных закупок
Государственные закупки – это основной инструмент для приобретения товаров, работ и услуг для государственных органов и квазигосударственного сектора.
В этот процесс вовлечены более 24 тысяч заказчиков и свыше 100 тысяч поставщиков.
Объем государственных закупок увеличивается из года в год.
За последние 5 лет затраты на эту сферу увеличились в 3 раза (с 1,4 трлн до 4,1 трлн). Уже сегодня план государственных закупок на 2020 год составляет 4,1 трлн тенге, и по мере выделения дополнительных средств эта цифра будет расти.
Такой объем бюджетных средств порождает высокие коррупционные риски, что подтверждается статистикой досудебных расследований.
В 2019 году каждое седьмое коррупционное преступление связано с госзакупками (305 из 2245). Сумма ущерба составила порядка 2,5 млрд тенге (2 437 011 000 тенге).
В настоящий момент органами Антикоррупционной службы проводится досудебное расследование по более чем 200 фактов (237), связанным с государственными закупками.
За 1 квартал текущего года 19 лиц были осуждены за преступления в сфере государственных закупок. Сумма установленного ущерба по уголовным делам 669 млн. тенге, сумма возмещенного ущерба по оконченным уголовным делам 350 млн. тенге.
Наиболее распространёнными криминальными схемами по-прежнему остаются лоббирование интересов конкретных поставщиков, подготовка технической спецификации закупки под определенного поставщика, подписание фиктивных актов выполненных работ и поставок товара.
В этой связи, проводимая Агентством работа по искоренению коррупции в сфере государственных закупок имеет особое значение, поскольку преступники, покушаясь на бюджетные деньги, воруют из кармана каждого из нас.
Приоритетом Агентства является профилактика коррупции.
Поэтому Департаментом превенции Агентства и территориальными департаментами, совместно с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен», проводится совместная работа по мониторингу государственных закупок на предмет выявления завышения закупочных цен.
Работа строится на использовании возможностей информационной системы «Единое окно закупок». Данная система позволяет в режиме реального времени анализировать лоты о проведении закупок на предмет обоснованности закупочных цен уже на стадии планирования.
Об определении системой фактов завышения цены
В основе лежит механизм сопоставления бюджета закупки с аналогичными, ранее проведенными закупками, т.е. определяется рыночная цена товара.
При отклонении цены система сигнализирует и дает исчерпывающую информацию о заказчике, предмете закупки, номере объявления на портале государственных закупок, бюджете и объеме закупки. Но самое главное – процентное отклонение от среднерыночной цены.
Следует отметить, что нередки случаи, когда заказчики указывают некорректный объем закупаемого товара, в данном случае система также сигнализирует об аномальном отклонении цены закупки. Такие случаи имели место в Туркестанской области, когда отдел образования г. Кентау объявил закуп 1 учебника на общую сумму 188 млн. тенге, отдел образования г.Арысь объявил закуп одного учебника за 517 млн. тенге. Аналогично в Байдибекском и Келесском районах.
После сигнализирования системы об аномальной цене за единицу товара, территориальный департамент антикоррупционной службы Туркестанской области направил письмо заказчикам с рекомендациями о приведении закупочной цены в соответствие.
Рекомендации были приняты в учет, цены на закуп одного учебника опустились до 1,5-2 тыс. тенге, на портал внесена информация о реальном количестве закупаемых учебников. Помимо этого, заказчики приведя закупочные цены в соответствие с рыночными, осознали что бюджет закупок был избыточен и уменьшили бюджет тендера. Только по закупкам отделов образований в г. Кентау и Байдибекском районе экономия составила 192 млн. тенге. Это значительная сумма, которая может быть использована на дальнейшее материально-техническое оснащение школ региона.
Антикоррупционная служба оказала практическую помощь государственным органам, помогла избежать нарушений при проведении тендера. В этом и заключается профилактическая функция антикоррупционного мониторинга, проводимого по всей республике.
Рекомендации в основном находят положительный отклик у заказчиков. Даже наметилась тенденция, что заказчики обращаются в Антикоррупционную службу с просьбой о предоставлении среднерыночных цен на те товары, которые они планируют закупить.
Перечень закупаемых товаров очень широк и специфичен. Только заказчик знает специфику требуемого товара и его ориентировочную стоимость. В данном случае заказчик обосновывает цену на этот товар собранными коммерческими предложениями. Вопрос снимается.
О перераспределении избыточно запланированных средств
Заказчик может вернуть средства в бюджет, либо перераспределить их на закуп иных товаров, работ или услуг. Налицо повышение эффективности использования бюджетных средств.
Например, в текущем году Департаментом Агентства по противодействию коррупции по г.Шымкент проведена большая работа.
Так, департаментом в ходе мониторинга госзакупок установлены факты завышения цен на закупки со стороны средних школ городского Управления образования.
На март-апрель текущего года данными организациями были запланированы закупки более 7 тысяч (7167 шт.) компьютеров на общую сумму 1,7 млрд. тенге (1, 681).
Фактические данные веб-портала, в части рисков завышения закупочных цен указали на отклонения от стандартных цен (медианных) более чем на 15-20%, а в отдельных случаях на 100% и выше.
В этой связи, департаментом в адрес акимата были направлены письма о пересмотре закупок и утверждения единой стоимости техники для средних школ города.
По результатам рассмотрения рекомендаций стоимость 1 ед. компьютера была снижена с 250 тыс. до 184 тыс. тенге (то есть на 50-70 тыс. тенге).
В суммарном выражении экономия бюджетных средств по данным госзакупкам составила 361,2 млн. тенге (361 155 751).
Сэкономленная сумма акиматом направлена на приобретение дополнительных компьютеров в количестве 2 тыс. ед., которые будут переданы ученикам из малообеспеченных семей в связи с введением дистанционного обучения (письмо Управления образования за №10-10-03/1583/2).
2 тысячи дополнительных компьютеров это не только эффективное использование бюджетных средств. Данный пример имеет мультипликативный социальный эффект.
Об ответственности должностных лиц
3 директора школ и 3 главных бухгалтера привлечены к дисциплинарной ответственности за неправильное планирование.
Хочу обратить внимание на то, что завышенное планирование имеет разные причины. Это может быть и банальная ошибка, а может быть и умысел на дальнейшее хищение бюджетных средств.
Подвергаясь дисциплинарному наказанию сегодня, госслужащие осознают, что за ними ведется неусыпный контроль, и, в дальнейшем воздерживаются от повторения прежних ошибок.
Чем лучше мы работаем в сфере предупреждения, тем больше госслужащих ограждаем от вовлечения в орбиту уголовного преследования в последующем. Это несомненно хорошо как для них так и для членов их семей.
Большинство заказчиков это осознают и вступают с нами в конструктивный диалог.
Как показывает практика, после направления писем-рекомендаций и устранения завышения по конкретной закупке, заказчики вовсе перестают фигурировать в «Едином окне закупок» как рисковые.
О сэкономленных бюджетных средствах
Сотрудничество Антикоррупционной службы с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» по антикоррупционному мониторингу закупочных цен с использованием «Единого окна закупок» началось в конце прошлого года, тем не менее нам удалось сэкономить 777 млн. тенге.
За 1 квартал текущего год - 1 186 млн. тенге.
Всего, с начала проекта, сумма экономии достигла 1 963 млн. тенге.
Антикоррупционным мониторингом охвачены все 17 регионов республики, личный состав обучен и ориентирован на профилактику преступлений.
Надеюсь, что этот эфир посмотрят большое количество заказчиков государственных закупок и сделают для себя правильные выводы. Спасибо!
Руководитель Управления антикоррупционного мониторинга Департамента превенции Агентства Якупов Данияр Абаевич
Ссылка на видео: https://www.youtube.com/watch?v=Tz3nX01zGdc