О коррупционных рисках в сфере экологического регулирования, лесного хозяйства и животного мира
Сегодня в ходе онлайн-интервью руководитель Департамента превенции Агентства РК по противодействию коррупции Анар Жарова рассказала о коррупционных рисках в сфере экологического регулирования, лесного хозяйства и животного мира.
По словам Анар Жаровой, сотрудниками Антикоррупционной службы в феврале-марте т.г. по инициативе Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК был проведен внешний анализ коррупционных рисков в двух его комитетах – Комитет экологического регулирования и контроля и Комитет лесного хозяйства и животного мира.
В интервью Анар Жарова подробно рассказала о выявленных системных проблемах в вышеперечисленных комитетах министерства.
«Основные риски в Комитете экологического регулирования и контроля можно условно разделить на два блока. Это риски связаны с реализацией контрольно-надзорных функций при проведении проверок соблюдения экологического законодательства и привлечении к административной ответственности», - сказала руководитель Департамента превенции Агентства РК по противодействию коррупции.
В первом блоке существенным условием для коррупции является отсутствие четких временных рамок предъявления предписаний по возмещению ущерба и устранению выявленных нарушений.
К примеру, Департаментом экологии по Жамбылской области 21 июля 2015 года проведена внеплановая проверка одного ИП по соблюдению экологического законодательства, в ходе которой выявлен факт незаконной добычи полезного ископаемого (суглинка). Несмотря на то, что о факте нанесения ущерба было известно еще в июле 2015 года, иск о возмещении ущерба был предъявлен ИП спустя 4 года – в августе 2019 года.
Во втором блоке, в рамках административного производства, коррупционные риски возникают в связи с наличием дискреционных норм в статьях Кодекса об административных правонарушениях, связанных с возможностью применения либо неприменения дополнительных видов наказания.
К примеру, в статье 326 Кодекса указано, что невыполнение условий природопользования, указанных в экологическом разрешении – влечет штраф с приостановлением действия экологического разрешения или без такового. Аналогичные нормы имеются и в других статьях Кодекса об административных правонарушениях (к примеру, в статьях 333 (ч.2), 399, 464 Кодекса).
«Коррупционные риски в Комитете лесного хозяйства и животного мира в основном также связаны с осуществлением контрольно-надзорных функций в области охраны лесного фонда, рыбных ресурсов, инспекционной деятельности субъектов охотничьих хозяйств», - подчеркнула Анар Жарова.
В сфере лесного хозяйства контрольные полномочия наряду с низкой заработной создают условия возможного совершения противоправных действий. Объективным фактором, также способствующим условиям для коррупции, является удаленность лесных массивов. Это порождает отсутствие надлежащего контроля со стороны общественности и высокую латентность совершаемых в этой сфере правонарушений.
В контрольно-инспекционной деятельности по охране рыбных ресурсов не регламентированы процедуры изъятия орудий правонарушения, в связи с чем этот процесс происходит по усмотрению проверяющих, что является дискрецией. Ситуацию усугубляет отсутствие у инспекторов видеорегистраторов, бланков строгой отчетности (административные протокола), возможности ведения административного производства в электронном формате.
В контрольно-инспекционной деятельности субъектов охотничьих хозяйств не урегулирована процедура проведения внеплановых мероприятий по проверке исполнения ранее выданного предписания.
Подводя итоги, спикер сообщила, что по итогам внешнего анализа объектам анализа внесены конкретные предложения по устранению выявленных коррупционных рисков.
«В настоящее время на стадии разработки находится соответствующий План по исполнению рекомендаций с конкретными сроками и исполнителями. В дальнейшем Агентством будет проводится мониторинг его реализации», - добавила Анар Жарова.
Вместе с тем, по ее словам, более подробная информация отражена в аналитической справке, которая в ближайшее время будет размещена на официальном сайте Агентства РК по противодействию коррупции.