В бюджет МСУ Мангистауской области поступило налогов в общей сумме 538,3 млн тенге
В Актау Гражданский Альянс Казахстана совместно с областными исполнительными органами провел Форум «Участие граждан в процессе принятия решений». На диалоговой площадке встретились: Алихан Краубаев, первый заместитель акима Мангистауской области; Йоханнес Стенбаек Мэдсен, глава отдела сотрудничества представительства Европейского союза в Казахстане; Жаксыгуль Маханбетова, региональный эксперт и директор фонда «Жастар жетістіктері», а также члены местного сообщества сёл Сайын Шапагатов, Баскудук, общественного совета Мунайлинского района, представители Департамента государственных доходов, Управления экономики и бюджетного планирования, акимата Тупкараганкого района и др.
Как было отмечено экспертами в ходе встречи – Повседневная жизнь полна трудностей. Пока ребенок маленький – решение всех проблем берут на себя его родители. Взрослея, человек начинает брать на себя ответственность за управление своей жизнью и жизнью семьи. Это сложно, но при этом интересно. Человек сам строит свое будущее и только от его решений зависит качество жизни. Как человек, государство тоже проходит свой путь становления. На начальном этапе влияние государства максимально, но приходит этап, когда излишняя централизация начинает тормозить развитие страны. Приходит понимание необходимости позитивной активности граждан, вовлечения в управление своим домом, двором сельским округом. Такая возможность существует, и она законодательно оформлена как местное самоуправление. Участие в процессах местного самоуправления дает гражданам уникальную возможность повлиять на развитие своего села, города. Но мало получить возможность, главное ее реализовать. Самоуправление без активного участие граждан – фикция. Участие требует времени и усилий, но, когда появляются результаты эффективного управления, повышения качества жизни появляется интерес и гордость - что в этом есть и твой вклад.
Международный опыт показывает, что система местного самоуправления развивается по этапам, на каждом из которых решаются свои задачи. Продолжительность каждого этапа должна быть достаточна для того, чтобы граждане успели понять суть происходящих изменений и адаптироваться к ним. Система местного самоуправления каждой страны является результатом множества реформ, проводимых с учетом местных особенностей, поэтому даже лучший зарубежный опыт не может быть механически перенесен в условия Казахстана.
Процесс развития местного самоуправления предполагает не только изменение законодательной базы, но и реальный рост гражданской активности местного сообщества. Однако практика проведения семинаров для собраний местного сообщества и работающих с ними специалистов аппарата сельских акимов показывает, что активность населения остается на очень низком уровне. Пассивность приводит к неэффективности уже действующих гражданских институтов – собраний местного сообщества, мониторинга за расходованием бюджетных средств, работы территориальных советов местного самоуправления.
Программа политических реформ «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» предусматривает введение в стране системы местного самоуправления. Президент РК указал, что Маслихаты станут основой местного самоуправления, однако это отнюдь не исключает другие формы самоуправления и самоорганизации граждан. В Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан на период 2013-2020 гг., утвержденной Указом президента, отмечается, что становление местного самоуправления в Республике Казахстан – это «многоэтапный и динамичный процесс, связанный с развитием институтов государства и гражданского общества, общим уровнем социально-экономического развития страны, другими факторами и условиями, которые непосредственно влияют на жизнь местного населения».
Представитель областного департамента государственных доходов – начальник отдела непроизводственных платежей Мадина Тасжанова в своём докладе отразила, что главой государства ещё в 2017 году подписан закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития местного самоуправления», направленный для внедрения самостоятельного бюджета и коммунальной собственности местного самоуправления в городах районного значения, селах, поселках, сельских округах.
Данным Законом предусмотрено поэтапное внедрение самостоятельных бюджетов местного самоуправления за счет передачи из местного бюджета поступлений по 6 (шести) видам налогов: - ИПН по доходам, не облагаемым у источника выплаты (КБК 101202); - налог на имущество физических лиц (КБК 104102); - земельный налог на земли населенных пунктов (КБК 104302); - налог на транспортные средства юридических лиц (КБК 104401); - налог на транспортные средства физических лиц (КБК 104402); - плата за размещение наружной (визуальной) рекламы (КБК 105430); и неналоговых поступлений: - доходы от имущественного найма (аренды) государственного имущества; - добровольные сборы физических и юридических лиц; - штрафы, взимаемые акимами за административные правонарушения, предусмотренные Кодексом «Об административных правонарушениях»; - доходы от продажи коммунальной собственности; - трансферты из районного бюджета.
Так по состоянию на 30 октября 2019 года в бюджет МСУ Мангистауской области поступило налогов в общей сумме 538,3 млн тенге.
Бюджет МСУ утверждается маслихатом района после его обсуждения на собрании местного сообщества, а исполнение бюджета возлагается на аппарат акима села, то есть акимат будет планировать расходы бюджета с учетом интересов местного сообщества, которые направлены на обеспечение деятельности организаций дошкольного воспитания и обучения; учреждений культуры, благоустройство, озеленению и санитарной очистке населенных пунктов; создает инфраструктуру для занятий спортом физических лиц, строительство, реконструкция, ремонт и содержание автодорог; организация водоснабжения населенных пунктов и другое.
Департамент государственных доходов
по Мангистауской области