Конфликт интересов как фактор коррупции в сфере государственной службы
Развитие эффективной системы государственного управления является одним из непременных условий политической модернизации, экономического процветания, социального благополучия и дальнейшего развития гражданского общества.
Формирование профессионального государственного аппарата, обеспечение верховенства закона, достижение транспарентности и подотчетности государства определены в качестве приоритетеных в Плане нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциальных реформ обозначенных Первым Президентом страны.
На современном этапе масштабной модернизации государства и общества в Казахстане особо актуализируются вопросы выстраивания комплексной, системной работы по минимизации и устранению условий для совершения коррупционных правонарушений, поскольку коррупция подрывает основополагающие принципы функционирования государства и государственной власти.
На сегодняшний день одним из ключевых механизмов противодействия коррупции важнейшим аспектом совершенствования института государственной службы, реализующим принцип публичности, прозрачности и открытости деятельности всех государственных органов, выступает недопущение конфликта интересов на государственной службе.
Урегулирование конфликта интересов, как важный антикоррупционный механизм, нашел широкое применение в развитых странах, однако в Республике Казахстан как сама концепция конфликта интересов, так и эффективной политики по управлению конфликтами интересов на государственной службе еще не получили должного развития. Как показывает практика, факты проявления конфликта интересов на казахстанской государственной службе нередко приводят к негативным последствиям.
В первую очередь, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим должностных обязанностей, нарушение регламентированных законом ограничений и запретов, а также возникновение противоречия между личной заинтересованностью государственного служащего с одной стороны и его должностными полномочиями, законными интересами и правами физических и юридических лиц, общества и государства, с другой стороны создают потенциальные риски совершения коррупционных правонарушений.
Во - вторых, вследствие допущения конфликта интересов нарушается установленный порядок государственного управления, когда юридические механизмы осуществления государственной власти замещаются внеправовыми – материальной или иной личной выгодой для государственного служащего или связанных с ним общими интересами лиц.
В-третьих, в случае неурегулирования конфликта интересов государственный служащий или связанные с ним лица получают необоснованные преимущества перед иными гражданами, юридическими лицами, действующими в установленном законом порядке, а также перед другими государственными служащими, не использующими свои служебные полномочия в личных интересах.
Как видно, проявление конфликта интересов наносит ущерб не только государственной службе, но и обществу в целом, что вызывает обоснованную критику со стороны граждан.
В целях исключения конфликта интересов в деятельности государственных служащих Департаментом Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы по Павлодарской области (далее -Департамент) проводится последовательная работа по выявлению, недопущению и устранению последствии конфликтов интересов. По итогам 9 месяцев текущего года Департаментом были установлены 11 фактов конфликта интересов в государственных органах.
Так, председателем Совета по этике Департамента возбуждены дисциплинарные дела в отношении руководителя Управления государственных доходов по Успенскому району (далее - УГД по Успенскому району) и руководителя отдела налогового администрирования УГД по Успенскому району по факту совершения ими нарушений Этического кодекса государственных служащих Республики Казахстан (Правила служебной этике государственных служащих) (далее – Этический кодекса).
В ходе служебного расследования установлено, что согласно приказу руководителя УГД, гражданка Б была принята на вакантную должность архивариуса с выплатой доплаты 50% от должностного оклада временно отсутствующего делопроизводителя.
В период с 5 февраля 2018 года по 31 мая 2018 года гражданка Б, несмотря на то, что числилась в штате УГД по Успенскому району (подтверждается табелями учета рабочего времени в период с 5 февраля 2018 года по 31 мая 2018 года), тем не менее на работу в УГД по Успенскому району не выходила, тем самым она числилась в штате УГД по Успенскому району формально, однако в табелях учета рабочего времени ей руководитель отдела УГД проставляла как фактически отработанные дни.
Согласно пункту 3 статьи 51 Закона Республики Казахстан «О государственной службе Республики Казахстан» руководитель отдела УГД получив незаконное указание от руководителя УГД о проставлении гражданке Б в табеле учета рабочего времени как фактически отработанный день, с целью предотвращения конфликта интересов обязана была в письменной форме уведомить руководство государственного органа (Департаментом государственных доходов) о возникшем конфликте интересов, что не было ею сделано.
По итогам рассмотрения на заседании Совета по этике дисциплинарных дел руководитель УГД по Успенскому району привлечена к дисциплинарной ответственности в виде увольнения с занимаемой должности, а руководитель отдела налогового администрирования привлечена к дисциплинарной ответственности в виде строгого выговора.
При этом, урегулированием конфликта интересов должен заниматься не только уполномоченный орган по делам государственной службы, но и все государственные органы, его должностные лица и государственные служащие.
Для снижения отрицательных последствий конфликта интересов государственным органам, ответственным должностным лицам и государственным служащим необходимо устанавливать причины его возникновения, способствующие этому условия, выявлять динамику развития конфликта, следить за его протеканием, управлять разрешением, снижать уровень конфликтного противостояния.
Вместе с тем, за непринятие мер по недопущению и урегулированию конфликта интересов действующим законодательством предусмотрена ответственность.
Вопросы ответственности государственных служащих, их непосредственных руководителей и руководства государственного органа в действующем законодательстве закреплены на уровне Законов Республики Казахстан «О противодействии коррупции» и «О государственной службе Республики Казахстан».
За совершение дисциплинарного проступка, связанного c конфликтом интересов, в том числе за проступки, дискредитирующие государственную службу в отношении государственного служащего могут быть применены виды взыскания начиная от замечания и вплоть до увольнения с занимаемой должности.
Кроме того, руководителям государственных органов следует помнить, что непринятие ими мер по противодействию коррупции преследуется как в административном, так и в уголовном порядке.
Руководитель Департамента
Агентства Республики Казахстан
по делам государственной службы
по Павлодарской области -
Председатель Совета по этике
Т. Жумагулов