Конфликт интересов как фактор коррупции  в сфере государственной службы

Конфликт интересов как фактор коррупции в сфере государственной службы

Развитие эффективной системы государственного управления является одним из непременных условий политической модернизации, экономического процветания, социального благополучия и дальнейшего развития гражданского общества.

         Формирование профессионального государственного аппарата, обеспечение верховенства закона, достижение транспарентности и подотчетности государства определены в качестве приоритетеных в Плане нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциальных реформ обозначенных Первым Президентом страны.

         На современном этапе масштабной модернизации государства и общества в Казахстане особо актуализируются вопросы выстраивания комплексной, системной работы по минимизации и устранению условий для совершения коррупционных правонарушений, поскольку коррупция подрывает основополагающие принципы функционирования государства и государственной власти.

         На сегодняшний день одним из ключевых механизмов противодействия коррупции важнейшим аспектом совершенствования института государственной службы, реализующим принцип публичности, прозрачности и открытости деятельности всех государственных органов, выступает недопущение конфликта интересов на государственной службе.

         Урегулирование конфликта интересов, как важный антикоррупционный механизм, нашел широкое применение в развитых странах, однако в Республике Казахстан как сама концепция конфликта интересов, так и эффективной политики по управлению конфликтами интересов на государственной службе еще не получили должного развития. Как показывает практика, факты проявления конфликта интересов на казахстанской государственной службе нередко приводят к негативным последствиям.

         В первую очередь, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим должностных обязанностей, нарушение регламентированных законом ограничений и запретов, а также возникновение противоречия между личной заинтересованностью государственного служащего с одной стороны и его должностными полномочиями, законными интересами и правами физических и юридических лиц, общества и государства, с другой стороны создают потенциальные риски совершения коррупционных правонарушений.

         Во -  вторых, вследствие допущения конфликта интересов нарушается установленный порядок государственного управления, когда юридические механизмы осуществления государственной власти замещаются внеправовыми – материальной или иной личной выгодой для государственного служащего или связанных с ним общими интересами лиц.

         В-третьих, в случае неурегулирования конфликта интересов государственный служащий или связанные с ним лица получают необоснованные преимущества перед иными гражданами, юридическими лицами, действующими в установленном законом порядке, а также перед другими государственными служащими, не использующими свои служебные полномочия в личных интересах.

Как видно, проявление конфликта интересов наносит ущерб не только государственной службе, но и обществу в целом, что вызывает обоснованную критику со стороны граждан.

В целях исключения конфликта интересов в деятельности государственных служащих Департаментом Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы по Павлодарской области (далее -Департамент) проводится последовательная работа по выявлению, недопущению и устранению последствии конфликтов интересов. По итогам 9 месяцев текущего года Департаментом были установлены 11 фактов конфликта интересов в государственных органах.

Так, председателем Совета по этике Департамента возбуждены дисциплинарные дела в отношении руководителя Управления государственных доходов по Успенскому району (далее - УГД по Успенскому району) и руководителя отдела налогового администрирования УГД по Успенскому району по факту совершения ими нарушений Этического кодекса государственных служащих Республики Казахстан (Правила служебной этике государственных служащих) (далее – Этический кодекса).

В ходе служебного расследования установлено, что согласно приказу руководителя УГД, гражданка Б была принята на вакантную должность архивариуса с выплатой доплаты 50% от должностного оклада временно отсутствующего делопроизводителя.

В период с 5 февраля 2018 года по 31 мая 2018 года гражданка Б, несмотря на то, что числилась в штате УГД по Успенскому району (подтверждается табелями учета рабочего времени в период с 5 февраля 2018 года по 31 мая 2018 года), тем не менее на работу в УГД по Успенскому району не выходила, тем самым она числилась в штате УГД по Успенскому району формально, однако в табелях учета рабочего времени ей руководитель отдела УГД проставляла как фактически отработанные дни.

Согласно пункту 3 статьи 51 Закона Республики Казахстан «О государственной службе Республики Казахстан» руководитель отдела УГД получив незаконное указание от руководителя УГД о проставлении гражданке Б в табеле учета рабочего времени как фактически отработанный день, с целью предотвращения конфликта интересов обязана была в письменной форме уведомить руководство государственного органа (Департаментом государственных доходов) о возникшем конфликте интересов, что не было ею сделано.

По итогам рассмотрения на заседании Совета по этике  дисциплинарных дел руководитель УГД по Успенскому району привлечена к дисциплинарной ответственности в виде увольнения с занимаемой должности, а руководитель отдела налогового администрирования привлечена к дисциплинарной ответственности в виде строгого выговора.

При этом, урегулированием конфликта интересов должен заниматься не только уполномоченный орган по делам государственной службы, но и все государственные органы, его должностные лица и государственные служащие.  

Для снижения отрицательных последствий конфликта интересов государственным органам, ответственным должностным лицам и государственным служащим необходимо устанавливать причины его возникновения, способствующие этому условия, выявлять динамику развития конфликта, следить за его протеканием, управлять разрешением, снижать уровень конфликтного противостояния.

Вместе с тем, за непринятие мер по недопущению и урегулированию конфликта интересов действующим законодательством предусмотрена ответственность.

Вопросы ответственности государственных служащих, их непосредственных руководителей и руководства государственного органа в действующем законодательстве закреплены на уровне Законов Республики Казахстан «О противодействии коррупции» и «О государственной службе Республики Казахстан».

За совершение дисциплинарного проступка, связанного c конфликтом интересов, в том числе за проступки, дискредитирующие государственную службу в отношении государственного служащего могут быть применены виды взыскания начиная от замечания и вплоть до увольнения с занимаемой должности. 

Кроме того, руководителям государственных органов следует помнить, что непринятие ими мер по противодействию коррупции преследуется как в административном, так и в уголовном порядке.

 

Руководитель Департамента

Агентства Республики Казахстан

по делам государственной службы

по Павлодарской области -

Председатель Совета по этике

Т. Жумагулов

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Актуальные новости

Логотип

О портале

Новостной портал Казахстана, только свежие новости со всего мира!

© 2024 INFOZAKON. Все права защищены.

×