О формировании культуры добропорядочности в образовании
В пресс центре Агенства РК по противодействию коррупции состоялась пресс-конференция на тему «О формировании культуры добропорядочности в образовании».
В мероприятии приняли участие директор департамента превенции Агентства Жарова Анар Калкамановна, советник председателя Агентства Йылдыз Лейла Бахытбековна, администратор ПО «Адал білім» Пен Сергей Геннадьевич и аналитик «Центра прикладных исследований «Талап» Исаев Болат Кабылдаевич.
Главным каналом популяризации принципов добропорядочности является проект «Adaldyq alańy», в рамках которого активно реализуется направление «Sanaly urpaq», нацеленное на искоренение бытовой коррупции, обеспечение прозрачности и укрепление культуры добропорядочности в учебных заведениях.
На сегодняшний день существует практика непотизма и дачи взяток при переводе на гранты, во время экзаменационных сессий. Корень проблемы – академическая непорядочность.
В этом контексте создана Лига академической честности, объединившая 12 лидирующих организаций высшего и послевузовского образования.
На основе взаимных оценок учебными заведениями осуществляется мониторинг на соответствие антикоррупционным стандартам, разработанным совместно с Агентством по противодействию коррупции, которое выступает в роли ассоциированного участника.
Международным стандартам академической честности соответствуют такие вузы, как АГУ при Президенте РК, КАЗГЮУ им. М.Нарикбаева, Алматы менеджмент университет, КазНИТУ им. К.Сатпаева, КБТУ, Университет им. Сулеймана Демиреля, Университет международного бизнеса. Они являются практически свободными от коррупции. Уровень трудоустройства выпускников (до 82%) свидетельствует о качестве образования и подготовки квалифицированных кадров.
Вызывает беспокойство риск снижения качества образования в отдельных частных вузах (всего 57 частных из 116 гражданских вузов) с целью максимизации получения прибыли. В 2018 году лицензий на подготовку по определенным специальностям были лишены 20 частных вузов.
Важным фактором в обеспечении качества деятельности вузов и искоренения коррупции является усиление корпоративного управления. На данный момент в 42 вузах страны созданы попечительские советы, в 26 – наблюдательные, а в 24 – советы директоров.
Для удобства обучающихся и исключения бюрократических процедур в вузах и колледжах страны создано 512 центров обслуживания студентов и уголков самообслуживания, где предоставляется весь спектр учебно-образовательных услуг от выдачи справок до распределения на практику.
Агентством совместно с общественностью проводятся инспекции на предмет нелегального проживания посторонних лиц в общежитиях учебных заведений. В прошлом году выявлено 84 случая, приняты соответствующие меры. В частности, процесс предоставления комнат в общежитиях поэтапно переводится в электронный формат.
Реализуются совместные инициативы с проектным офисом министерства образования и науки.
Ярким примером реализованных инициатив может служить общественный мониторинг за поступлением в магистратуру по всей страны, в котором по инициативе Агентства объединились усилия более 500 наблюдателей со стороны общественности, в том числе специальных мониторинговых групп, сотрудников Агентства и Национального центра тестирования.
Для обеспечения обратной связи учащихся и администрации учебных заведений создано свыше 60 open space, что составляет 15 % от их общего количества в госорганах (более 400).
Совместно с Transparency Kazakhstan при поддержке ПРООН и офиса программ ОБСЕ проведена летняя антикоррупционная школа во всех регионах страны. Выпускники этих школ сформировали пул лекторов, которые стали «послами» добропорядочности.
Первая неделя учебного года по всей стране объявлена неделей добропорядочности. В первый же день сотрудники Агентства с вовлечением пула лекторов и активных общественных деятелей провели акцию «Час добропорядочности» одновременно в 6800 школах страны с охватом свыше 900 тыс. учащихся. Теперь данная практика будет продолжена на ежеквартальной основе.
Для обеспечения комплексного подхода по формированию культуры добропорядочности через призму образования Агентсвом выработаны следующие предложения:
- ввести обязательную учебную дисциплину на всех уровнях образования (антикоррупционная культура, академическая честность, добропорядочность);
- ввести стандарты академической добропорядочности и регламенты наказаний за их нарушения (плагиат, списывание, заимствование чужих работ, подарки и подношения для улучшения оценок и др.);
- ввести запрет на поступление в вузы в течение года после отчисления за нарушение академической добропорядочности;
- создать единую электронную базу данных (блокчейн) дипломных работ, магистерских и докторских диссертаций, доступную общественности;
- усилить качество реализации корпоративного и коллегиального управления в учебных заведениях, законодательно обеспечив необходимую регламентацию деятельности советов управления;
- ускорить цифровизацию услуг для обучающихся
от зачисления в учебное заведение, выдачи справок до процедур выдачи аттестатов и дипломов; - провести антикоррупционный аудит всех вузов по аналогии с процедурами аккредитации;
- проверить частные вузы на соответствие стандартам качества с отзывом лицензии при несоответствии;
- четко регламентировать осуществление образовательной деятельности вузами по специальностям, соответствующим профилю;
- проводить качественный анализ потребностей регионов в технических специальностях при формировании госзаказа ТиПО;
- расширить применение open space и организовать «хабы добропорядочности» в учреждениях сферы образования.
Ключевой рекомендацией в снижении коррупционных рисков остается повышение заработной платы работников образования через проведение оптимизации в профильном министерстве и его подведомственных организациях.
1 комментария