О результатах деятельности Агентства и предстоящими задачами по блоку профессионализации госаппарата
Об этом сегодня на брифинге в АДГСПК директор департамента государственной службы Агентства Жаркын Тлеукенов. Первый Президент Республики Казахстан – Елбасы в Послании народу от 5 октября 2018 года особо подчеркнул необходимость формирования госслужащего новой формации.
Его стилем жизни должно стать «качество», а принципом - «самосовершенствование». Повышение эффективности государственного управления определено ключевой целью в Национальном докладе о состоянии государственной службы за 2018 год. Данный документ одобрен Главой государства и в настоящее время мы приступили к его реализации. На сегодняшний день государственная служба Казахстана отличается стабильностью и низким уровнем сменяемости. В течение последних двух лет показатель оттока кадров составляет 6,2%, а сменяемость по отрицательным мотивам сокращена на 4,6% (с 346 чел. в 2017 году до 330 чел. в 2018 году). По итогам первого квартала текущего года уровень чистой сменяемости составил 1,4% (1354 из 98218). При этом данный показатель остается положительно стабильным уже на протяжении 3-х последних лет (1 кв. 2018 – 1,5%, 1 кв. 2017 – 1,6%). Наблюдается стабильный показатель уровня образования государственных служащих, согласно которому 92% имеют высшее образование. При этом, в отчетном году в сравнении с 2017 годом доля стипендиатов программы «Болашак» выросла на 13% (с 505 в 2017 году до 570 в 2018 году), выпускников Академии государственного управления при Президенте - на 3% (с 740 в 2017 году до 760 в 2018 году).
***
Проведенный в 2018 году независимый социологический опрос населения показал, что свыше 60% респондентов согласились с мнением об улучшении и повышении качественного состава лиц, принимаемых на государственную службу, а 80% госслужащих дали высокую оценку объективности процесса отбора. В частности, нами модернизирована программа тестирования по компетенциям, с акцентом на выявление потенциала претендентов дифференцировано для каждой должности. Применяемые психометрические инструменты определяют уровень достоверности ответов кандидатов, положительное значение которого составляет не менее 50%. Для обеспечения прозрачности собеседования, введены инструменты открытости: кандидатам предоставлена возможность привлекать к участиюв конкурсе наблюдателей, вести видео, аудио-фиксацию процесса. Более того, в открытом доступе опубликованы типовые вопросы для кандидатов. Принятые меры по укреплению принципа меритократии и повышению качества отбора на государственную службу позволило в 3,5 разаувеличить количество выявленных попыток нарушения кандидатами порядка проведения тестирования, и практически наполовину снизитьколичество нарушений процедур конкурсного отбора.
***
В целях привлечения на государственную службу профессионалов из частного сектора, в том числе имеющих опыт работы в лучших зарубежных компаниях или получивших образование в ведущих университетах мира Агентством будет внедрен механизм «быстрого найма». Используя данный инструмент государственные органы смогут на внеконкурсной основе по решению Национальной комиссии по кадровой политике при Президенте назначать на ключевые позиции опытных и креативных специалистов.
***
По результатам проведенной внеочередной аттестации госслужащих мы пришли к выводу, что в аппаратах министерств и комитетов недостаточно кадров с опытом работы в регионах. При этом их деятельность сопряжена с выработкой политики, реализуемой на региональном уровне. В этой связи, законодательно закреплено требование о привлечении в отраслевые структурные подразделения центральных государственных органов сотрудников с опытом на областном, районном либо сельском уровнях. Кроме того, в целях повышения качества и уровня ответственности за принимаемые решения в сфере государственной политики будет усилена практика перемещений по принципу «центр-регион», то есть сотрудники высших государственных органов будут направлены для получения опыта в регионы. В свою очередь наблюдается положительная тенденция увеличения количества госслужащих, продвинувшихся по карьерной лестнице из региона в центр. Этот показатель в 2018 году вырос на 32% в сравнении с 2017 годом (с 5 186 в 2017 году до 6 826 в 2018 году), причем 96 служащих переместились в центральные государственные органы с областного и районного уровней. При этом только в первом квартале т.г. доля лиц, продвинувшихся с нижестоящих на вышестоящие должности, увеличилась и составила 62,7% от общего количества назначенных по итогам внутренних конкурсов (в 1 квартале 2018 года –60,6%).
***
В отчетном периоде Агентством начаты законодательные работы по улучшению социального обеспечения определенных категорий государственных служащих. Так, в целях повышения привлекательности госслужбы программа «С дипломом в село» будет распространена на исполнительские должности сельского уровня. Это позволит молодым госслужащим получать подъемные пособия и льготное жилищное кредитование. Кроме того, в целях повышения кадровой мобильности предусматривается введение подъемных и жилищных выплат ротируемым служащим, а также предоставление мест в детских садах для их детей.
***
Неотъемлемой частью профессионализации служащих остается система подготовки, переподготовки и повышения квалификации служащих на базе Академии государственного управления при Президенте и ее филиалов. Во исполнение поручения Президента подготовлена программа «Руководитель новой формации» для политических служащих и специальных курсов переподготовки для назначенцев на должности корпуса «А». В прошлом году запущены новые практико-ориентированные программы магистратуры («Цифровое государственное управление», «Антикоррупционная политика» и «Государственная политика и право»). Только в 2018 году проектному менеджменту обучено порядка 5 000 служащих, а в первом квартале т.г. более 3 тысяч (3239) госслужащих прошли переподготовку и повышение квалификации.
***
Ключевой задачей для Агентства, как в прошедшем, так и в текущем году является изучение эффективности новой системы оплаты труда, проводимой в пилотном режиме в ряде госорганов и регионов. Рабочей группой, созданной при Администрации Президента, выработаны рекомендации по дальнейшему совершенствованию пилотного проекта, в свою очередь государственные органы продолжают определять источники финансирования оплаты по новой системе. Уже сейчас установлены пути снижения нагрузки на бюджет. Первый источник – эффективное и рациональное использование государственного имущества. Второй источник – оптимизация подведомственных организаций. Данные работы будут проводиться в соответствии с утвержденным Правительством Планом мероприятий по оптимизации штатной численности и расходов госорганов.
***
Следующей приоритетной задачей Агентства является совершенствование бизнес-процессов в деятельности государственных органов в целях повышения эффективности труда госслужащих. В первую очередь, будут пересматриваться структуры управления на предмет исключения дублирующих функций, сокращение управленческих звеньев, централизации отдельных подразделений. Так, в 2018 году проведена трансформация трех акиматов (г.Нур-Султан, г.Алматы, Акмолинская обл.), в ходе которой сокращено количество управлений, руководящего состава, созданы единые службы управления персоналом. Данные меры позволили сэкономить столичному акимату порядка 22,5 млрд. тенге, в Акмолинской области вдвое сокращено соотношение руководящих должностей к исполнительским, в акимате г. Алматы создана Централизованная служба управления персоналом и упразднено 6 управлений. Централизация и автоматизация однородных процессов высвободили государственные органы от рутинной работы и позволили сконцентрировать их потенциал на стратегических задачах.
***
Необходимо продолжить работу по дальнейшему повышению качества предоставления услуг населению, посредством перехода к построению сервисного государства по принципу «услуга для человека», а не «человек для услуги». На сегодняшний день определенные виды работ, финансируемые из бюджета, в частности ремонт дорог, очистка улиц, подача тепла, электроэнергии, водоснабжение и т.д. оказывают наибольшее влияние на качество жизни населения, но в тоже время они не имеют статуса «государственная услуга». В этой связи, в текущем году предлагается концептуальный пересмотр Закона «О государственных услугах», а также введение понятия«общественно-значимая услуга».
Кроме того, строительство «моста доверия» между государственными органами и населением будет продолжено путем создания фронт-офисов и систем оперативного реагирования, по примеру служб 109 и 112 в городе Нур-Султан.