Выступление Саркеева Б.К. - директора по проектам Центра стратегических инициатив (CSI)
По Национальному докладу
о противодействии коррупции за 2019 г.
В Национальном докладе представлена информация о проделанной работе по противодействию коррупции, обозначены существующие проблемы и даны рекомендации по дальнейшему усилению работы.
Из того, что сделано хотелось бы отметить меры по клиентоориентированности и автоматизации госуслуг. В частности, проект «Доступный акимат», в рамках которого граждане могут получать услуги в специально оборудованных операционных залах по вопросам архитектуры и градостроительства, земельных отношений. Именно эти сферы по мнению предпринримателей обозначены в качестве наиболее проблемных сфер на местах. Поэтому повсеместное создание оперционных залов в рамках «Доступного акимата» позволит устранить множество проблем.
В качестве положительных примеров в сфере оказания госуслуг можно отметить создание одноуровневой системы регистрации объектов интеллектуальной собственности, запуск услуги по одновременной выдаче свидетельства о рождении, постановке на учет в дошкольные учреждения и начислению пособия по рождению ребенка.
Из других хороших инициатив можно отметить также создание по принципу «одного окна» центров миграционных услуг, правоохранительных услуг, создание проектных офисов.
В сфере госконтроля и надзора предпринимательства произошло существенное изменение по внедрению системы профилактического контроля , которая ставит акцент на профилактику правонарушений без возуждения администартивного дела. Это является долгожданным и востребованным решением для бизнеса.
Как мы узнали из Доклада, противодействие коррупции осуществляется через активное вовлечение представителей гражданского общества. Это осуществляется через такие проекты, как «Гражданской контроль», «Карта общественного контроля», а также активизацию роли общественных советов при госорганах. Хотелось бы особо отметить о роли Специальной мониторинговой группы, созданной из представителей общественности и СМИ, которая уже успела поднять ряд острых вопросов, нашедших отражение в совершенствовании процедур работы ЦОНов и учебных заведений. СМГ при этом активно продвигают свою деятельность через социальные сети.
Теперь о проблемных моментах. В Докладе о них тоже хорошо сказано.
Первой проблемой указано то, что в каждом госоргане выявляются положения НПА, содержащих условия для коррупции. Это подтверждают и наши исследования о том, что уровень требований госорганов остается высоким и их количество особо и не сократилось.
Вторая проблема – госорганы не нацелены на решение системных проблем. Это подтверждается тем, что в деятельности госорганов присутствует формализм в работе, который и приводит к затягиванию и нерешению накопившихся социально-экономических проблем.
В докладе также даются ряд хороших предложений и инициатив, направленных на решение системных проблем.
В частности, делается акцент на усиление ответственности за незаконное обогащение, обещание и предложение взятки. В целом, с учетом результатов наших исследований, мы также считаем, что должно быть усиление ответственности и ужесточение наказаний за коррупцию.
Упоминается также инициатива по внедрению института юридических лиц публичного права, в рамках которой госорганы передадут свои отдельные функции специально созданным юридическим лицам и таким образом, сфокусируются на решении важных социально-экономических вопросов. Данная инициатива обсуждалась на площадке НПП «Атамекен» и готова к внедрению.
Еще одной из инициатив является замена госконтроля обязательным страхованием гражданско-правовой ответственности юридических лиц и субъектов предпринимательства. Эта инициатива на самом деле окажет серьезное влияние на снижение давления на бизнес и снижения коррупции.