Итоги деятельности работы управления контроля в сфере государственной службы за 2018 год
Сегодня перед государством стоит вопрос формирования профессионального государственного аппарата. Реформирована процедура поступления на службу, введены новые этические правила, внедряется новая система аттестации и внедрение оплаты труда по результатам деятельности и корректирующих коэффициентов.
Наряду с этим, свои плоды дает и проводимая Агентством по делам госслужбы и противодействию коррупции активная работа по повышению уровня этичности на государственной службе, профилактическая и предупредительная работа по пресечению иных правонарушений на государственной службе.
Однако, несмотря на указанные мероприятия в отдельных государственных органах ситуация в соблюдении требований законодательства не меняется: в 2018 году в адрес Департамента по делам госслужбы и противодействию коррупции по ВКО, поступило 254 из 368 (70 процентов) жалоб на действия (бездействия) должностных лиц и актов государственных органов. Анализ обращений, проведенный за последние два года, показывает увеличение почти в два раза.
Проведенный анализ поступивших обращений показывает, что наибольшее количество жалоб поступило на неправомерные действия должностных лиц и актов государственных органов города Семей – 40, по 19 обращений по городу Усть-Каменогорск и Аягозскому району, 16 обращений по городу Риддер и т.д.
В большинстве из рассмотренных обращений доводы заявителей находят свое подтверждение. Так, по итогам проведенных Департаментом 65 проверок, нарушения установлены в 40 случаях, где выявлено 227 нарушений законодательства в сфере госслужбы.
Основную же долю нарушений составляет ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей, а также нарушения норм Этического кодекса
(52 нарушения), кроме того допущены нарушения Правил проведения конкурсов на занятие административной государственной должности (24 нарушения), а также Правил наложения дисциплинарных взысканий на госслужащих (5 нарушений).
В целях устранения выявленных нарушений в государственные органы области внесено 25 представлений по устранению выявленных нарушений, по результатам которых отменены 7 приказов о наложении дисвзысканий и 5 решений по проведенным конкурсам. По итогам проверок восстановлены права 33 лиц, привлечены к дисциплинарной ответственности 38 госслужащих.
С начала 2016 года в территориальных подразделениях Агентства действует Совет по этике, который являются коллегиальным органом. В состав Совета входят, как депутаты областного маслихата, руководители государственных органов, так и представители общественных объединений и неправительственных организаций, а также средств массовой информации. Персональный состав Совета по этике утверждается приказом руководителя Аппарата Агентства.
Основным приоритетом деятельности Советов по этике является профилактика и предупреждение нарушений законодательства в сфере государственной службы и противодействия коррупции, а также норм Этического кодекса. Советом по этике в ВКО выбран приоритет на рассмотрение профилактических вопросов.
Если в 2017 году профилактических вопросов было 30, то в 2018 году их количество составило 48. К ним отнесены рассмотрение вопросов профилактики нарушений законодательства о государственной службе и противодействию коррупции – 8, рассмотрение результатов работы деятельности уполномоченных по этике – 9 и деятельности дисциплинарных комиссий – 4, рассмотрение итогов анализа коррупционных рисков – 2, а также иные вопросы – 25. К последним относятся вопросы защиты прав госслужащих в части переработок, закрепления служащих в едином медучреждении и прохождении ими гарантированного объема профилактического осмотра, бесплатного посещения государственных спортивных объектов, морально-психологический климат в коллективах госорганов, коррупционные проявления в системе образования, вопросы, связанные с качеством оказания государственных услуг и другие.
Вместе с тем, еще одним направлением в деятельности Совета по этике является рассмотрение дисциплинарной ответственности должностных лиц, отнесенных к категории Совета.
Всего в 2018 году рассмотрено 25 дисциплинарных дел, из них в 19 случаях приняты меры по привлечению служащего к дисциплинарной ответственности.
Еще одним новшеством в 2018 году стал переход деятельности членов Совета по этике на самостоятельную основу, согласно которому любой человек может обратиться к члену Совета по разным вопросам. Информацию о персональном составе Совета по этике в ВКО можно найти на официальной странице «Facebook» и позвонив на телефон доверия Департамента по номеру 8 (7232) 76 51 59.
Новшества законодательства и успешное их воплощение в деятельности госслужащего и госоргана в целом заметно сказываются и в быту. К примеру, если ранее ситуация переработок государственных служащих так остро не обсуждалась, то с октября 2017 по декабрь 2018 года активными действиями Департамента удалось значительно снизить факты переработок в государственных органах области, в том числе и в Усть-Каменогорске. Следует отметить, что усилиями Департамента по итогам проведенных 169 профилактических рейдовых мероприятий, восстановлены права 32 государственных служащих, в том числе с выплатой денежной компенсации за переработки.
Вопросы переработок активно обсуждаются в социальных сетях, однако не все госслужащие могут открыто оставить свои положительные комментарии, на это имеется ряд объективных и субъективных причин. Однако, анализ «комментариев» социальных сетей показал, что значительная часть населения, возможно родственники госслужащих, положительно отнеслись к изменениям, отмечая и морально-психологический климат в семьях госслужащих.
В прошедшем году Департаментом Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции по Восточно-Казахстанской области путем анкетирования более 7000 (семи тысяч) госслужащих области, а также проведенных 160 (ста шестидесяти) профилактических рейдовых мероприятий по соблюдению трудового распорядка установлены 4 основных причин переработок, которые можно выделить:
- Большое количество различных видов отчетности, а также дублируемых поручений;
- Поручения, поступающие в конце рабочего дня (недели) от вышестоящего госоргана или руководства со сжатым сроком исполнения;
- Внеплановые совещания, на которые необходимо готовить соответствующую информацию;
- Не равномерное распределение обязанностей со стороны руководства в коллективе («перегрузки служащих»).
Кроме того, по результатам данных мероприятий, были выявлены факты нарушения трудовых прав госслужащих, по которым Департаментом приняты соответствующие меры и восстановлены права 85 (восьми десяти пяти) госслужащих путем предоставления им денежных компенсаций или дней, часов дополнительного отдыха.
Наряду с этим были выявлены госорганы, наиболее подверженные переработкам, среди которых:
В местных исполнительных органах: в аппарате акима г. Усть-Каменогорска, аппаратах акима Урджарского, Тарбагатайского, Кокпектинского районах, в том числе в их самостоятельных отделах.
По Управлениям областного уровня: Управление сельского хозяйства ВКО, Управление здравоохранения ВКО, Управление строительства, архитектуры и градостроительства ВКО, Управление предпринимательства и индустриально-иновационного развития ВКО, Управление финансов ВКО, Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО.
В разрезе территориальных подразделений Центральных государственных органов: Департамент государственных доходов по ВКО, Департамент по контролю в сфере образования по ВКО.
В дальнейшем, к названным государственным органам, при проведении рейдовых мероприятий и мониторинга, Департамент будет уделять более пристальное внимание.
Между тем, следует отметить, что выездные рейдовые мероприятия по соблюдению трудового распорядка, проведенные в текущем году в г. Семей, Глубоковском и Уланском районах не показали переработки госслужащих, что свидетельствует об их сокращении.
В последующем, указанные мероприятия будут проводиться во всех городах и районах области.
Также, одним из механизмов по соблюдению трудовых прав служащих является внедрение системы по автоматическому отключению компьютеров после окончания рабочего времени, а также автоматизированной системы учета рабочего времени в государственных органах.
Анализ, проведенный в 2018 году показал, что названные системы надлежащим образом функционируют только в 10% госорганах области, так как в других госорганах требуется установка дополнительного оборудования и соответствующих программных продуктов.
В связи с чем, на основании писем Департамента, в текущем году госорганами составлены соответствующие бюджетные заявки для внедрения указанных систем.
Кроме того, хотелось бы отметить, что немаловажную роль по соблюдению прав граждан, в том числе госслужащих, играют средства массовой информации, которые освещают деятельность Департамента.
К примеру, в ходе последних рейдовых мероприятий, руководство двух государственных органов: Отдела жилищной инспекции г. Усть-Каменогорска и Отдела финансов г. Усть-Каменогорска отметили, что слышат и видят о проводимой работе Департамента, в связи с чем, не задерживают своих подчиненных после завершения рабочего времени.
В завершение хотелось бы сказать, что руководители государственных органов должны понимать, что необходимо четко исполнять Послание Главы государства и принимать меры по повышению производительности труда и оптимизации затрат времени на рабочие процессы, в том числе путем сокращения многочисленных совещаний, неактуальных отчетов, дублирующихся поручений, снижать бумажный документооборот.
Департамент предупреждает, что в случае выявления нарушений трудовых прав государственных служащих в 2019 году Департаментом (совместно с Управлением государственной инспекции труда ВКО) будут приняты меры по привлечению к административной либо дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц.