Тезисы и.о.директора Департамента контроля в сфере государственной службы Мадины Наурызбек на брифинге 31.01.2019 г.
О сверхурочной работе госслужащих
Как известно, Глава государства в своем Послании народу Казахстана от 5 октября 2018 года «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» особо отметил наличие переработок в государственных органах
В свою очередь, подобные факты негативно отражаются на качестве работы государственных служащих.
В связи с этим Агентством на основе анализа данных СКУД проведена комплексная работа по искоренению переработок государственных служащих посредством системной профилактической работы, внедрения гибкого рабочего графика, установления программы автоматического отключения рабочих компьютеров.
Данная работа дала положительные результаты и уже к концу 2018 года наблюдается значительное уменьшение переработок (сентябрь-декабрь).
К примеру, в министерствах по инвестициям, энергетики, финансов, сельского хозяйства, образования и науки.
В Министерстве здравоохранения количество часов переработок сокращено на 80%. Так, если в сентябре 2018 года установлено 3100 часов переработок, то в декабре 2018 года количество сократилось до 606 часов.
Аналогичная ситуация наблюдается в Министерстве национальной экономики, где переработки сократились на 77%, с 4970 часов в сентябре до 1129 часов в декабре 2018 года.
В Министерстве иностранных дел количество переработок сократилось на 68%, с 615 часов в сентябре 2018 года до 213 часов в декабре 2018 года.
Также, в Министерстве труда и социальной защиты населения переработки сокращены на 59%, с 283 часов в сентябре до 115 часов в декабре 2018 года.
Аналогично наблюдается сокращение в разы переработок на региональном уровне. Так, в Акмолинской, Алматинской областях, а также в г. Алматы переработки госслужащих искоренены.
В Северо – Казахстанской области переработки сокращены на 96% (с 692 часов до 25 часов), Павлодарской области на 92% (с 628 часов до 52 часов), Западно-Казахстанской области на 93% (с 268 часов до 20 часов), Атырауской области на 90% (с 136 часов до 14 часов), Восточно-Казахстанской (с 412 до 57 часов) и Кызылординской (с 391 до 53 часов) областях на 86%. В г. Астана переработки также сокращены на 78% (с 399 часов до 86 часов).
В целом во всех государственных органах, как на центральном, так и региональном уровнях переработки сокращены на 63% (с 12739 часов до 4790 часов), что является высоким результатом за достаточно короткий срок.
В настоящее время государственные служащие во всех государственных органах привлекаются к сверхурочной работе в соответствии с трудовым законодательством по предварительному письменному согласию, в соответствии с графиками. За сверхурочные работы выплачиваются компенсации либо предоставляются отгулы.
Хотелось бы процитировать комментарий одной из супруги госслужащего Косетовой Феризат: «Кому – то мужа в семью возвращают тещи, мамы, гадалки…… А нам в этом помогло АДГСиПК. И в свою очередь выражаю благодарность Агентству по делам государственной службы и противодействию коррупции за то, что наш папа приходит домой пока доча еще не спит. Проводите свои профилактические мероприятия на постоянной основе, во благо времени, проведенного в режиме семьянина».
Подобных примеров множество. Теперь государственные служащие эффективно и рационально используют свое рабочее время, имеют возможность посещать спортивные занятия, курсы изучения языков, проводить время со своей семьей, заниматься саморазвитием.
Для повышения эффективности деятельности госслужащих в министерствах по инвестициям и развитию, министерствах оборонной и аэрокосмической промышленности, сельского хозяйства, юстиции, иностранных дел, здравоохранении, труда и социальной защиты населения внедрен гибкий рабочий график.
На региональном уровне в ряде государственных органов Павлодарской, Костанайской областей также внедрен гибкий рабочий график.
Смысл данного графика заключается в том, чтобы работник имел возможность по своему усмотрению выбирать ежедневное начало и окончание трудового дня с целью решения налаживания других сфер жизни, таких как семейные отношения, самообразование, здоровый образ жизни.
В основном, государственные служащие предпочитают начать рабочий день раньше с 08.00 час. утра, сократить обеденный перерыв до 1 часа, что-то дает возможность завершить рабочий день пораньше. Другая часть госслужащих считает удобным начинать рабочий день позже с 09.30 час. с целью того, чтобы успеть дела по семейным обстоятельствам, отвезти детей в образовательные учреждения к примеру.
О деятельности Советов по этике
Агентством на систематической основе ведется координация и мониторинг деятельности Советов по этике.
Так, за 2018 год Советами проведено 160 заседаний, на которых рассмотрено 1207 вопросов.
Следует отметить, что акцент в деятельности Советов по этике смещен на профилактику правонарушений. Так, из 1207 рассмотренных Советами вопросов лишь 38% (466) составляют дисциплинарные дела.
Необходимо отметить, что в прошедшем году в рамках реализации Комплексного плана по повышению уровня этичности государственной службы члены Советов по этике осуществляли меры по защите трудовых и реализации социальных прав госслужащих, самостоятельно принимали участие в профилактических мероприятиях, проводили прием граждан.
Членами Совета по этике велась активная работа по искоренению злободневной проблемы – переработок. В целом, членами Совета проанализировано свыше 10 тысяч должностных инструкций госслужащих, в результате переутверждены свыше 3000 должностных инструкций. Исключены несвойственные должностям функции, которые являлись источником дополнительных нагрузок.
Следует отметить, значительный вклад в разъяснительные и профилактические работы со стороны членов Советов по этике, которые на систематической основе проводят лекционные занятия для государственных служащих по линии привития этических ценностей в АГУ и ее филиалах.
Вся работа и факты привлечения государственных служащих к сверхурочной работе рассмотрены на заседаниях Советов по этике.
Кроме того, членами Советов по этике за истекший проведен прием 5534 граждан (в 2017 году - 2812 граждан), проведены 5010семинаров – совещаний, круглых столов, брифингов, конференций по вопросам профилактики правонарушений законодательства о государственной службе и Этического кодекса.
Также, по инициативе членов Советов по этике для обеспечения здорового образа жизни госслужащих во всех регионах, проработан вопрос бесплатного посещения госслужащими спортивных объектов. Бесплатные спортивные занятия посещают порядка 20 тыс. служащих.
Имеются конкретные случаи, когда члены Советов по этике восстановили права государственных служащих и граждан либо справедливость принятого решения.
Так, во всех регионах членами Советов по этике по итогам анализа выявлено свыше 1000 фактов несоблюдения трудовых прав госслужащих (при предоставлении отпусков, при возмещении командировочных и суточных расходов, при выплате оздоровительных пособий и надбавок, при направлении госслужащих на повышение квалификации и переподготовку), восстановлены права свыше 400 госслужащих.
К примеру, в Северо-Казахстанской области восстановлены права госслужащего Нурмановой М.Б., обратившейся к Совету по этике на неправомерные действия Управлении сельского хозяйства акимата СКО. В результате права Нурмановой М.Б. были восстановлены и произведена полагающаяся ей выплата пособия на оздоровление в размере двух должностных окладов.
В Костанайской области по результатам анализа и рассмотрения на заседаниях Совета по этике, более 240 госслужащим предоставлены отгулы, 20 государственным служащим предоставлено право на компенсационные выплаты либо отгулы в течение 2018 года.
Аналогичные меры приняты в Павлодарской области, по результатам анализа членами Совета по этике 159 госслужащих Инспекции ветеринарного контроля и надзора получили отгулы.
В ЗКО благодаря активной работе членов Совета по этике восстановлены нарушенные права более 200 госслужащих в части своевременной выплаты пособия для оздоровления.
Аналогично, в Павлодарской области членами Совета по этике установлены факты нарушения трудовых прав ряда госслужащих при отзыве из очередного трудового отпуска. Их права полностью восстановлены.
Регулярная профилактика членов Советов по этике посредством заслушивания руководителей госорганов на заседаниях, проведения разъяснительных работ привели к значительному снижению нарушений в части неправомерного принятия решений (нарушение требований Стандарта (и/или Регламента) государственных услуг, не обеспечение законности и справедливости принимаемых государственным органом решений).
Если в 2017 году выявлено 53 подобных нарушений, то в 2018 году наблюдается уменьшение их количества в 3,5 раза, то есть всего 17 нарушений.
Проводимая Советами по этике работа также нашла свои плоды в уменьшении в 3 раза случаев по использованию служебного автотранспорта в личных целях. Так, если в 2017 году зафиксировано 12 случаев, то в отчетном периоде таких нарушений всего 4.
Также, практически искоренены этические правонарушения, связанные с недостойным поведением в социальных сетях.
Эффективность работы Советов по этике была оценена населением и госслужащими в ходе социсследования, согласно которому уровень доверия к Советам по этике вырос на 8% (с 48% до 56%).
В целом, профилактические меры оказали существенное влияние на изменение в положительную сторону дисциплинарной практики. Так, на сегодняшний день в сравнении с 2015 годом количество правонарушений (этические правонарушения и проступки, дискредитирующие государственную службу) снижено на 52%.
Так, если в 2015 году к дисциплинарной ответственности привлечены 746 госслужащих, то в 2016 году - 422, а в 2017 – 399, в 2018 - 353.
К тому же, все проведенные мероприятия отразились в целом на уровне этичности государственных служащих. Так, по мнению 94% государственных служащих их коллеги относятся друг к другу с уважением и с соблюдением норм служебной этики, что на 10% выше показателя прошлого года (в 2017 году – 84%).
Между тем, в целях дальнейшего совершенствования деятельности Советов разработан проект Плана мероприятий на 2019 год.
Проект Плана Советов включает в себя мероприятия, которые имеют различный спектр направленности, к примеру, такие как изучение и формирование общественного мнения к реализации государственной политики, совершенствование и разъяснения законодательства, проведение профилактических мероприятий.
Помимо того, работа Советов по этике будет осуществляться и дальше с акцентом на предупреждение правонарушений, а не борьбы с последствиями пост-фактум.
В данном контексте планируются реализация таких мероприятий как повышение добропорядочности госслужащих путем принятия декларации об обязательстве соблюдения этики индивидуально каждым госорганом (мониторинг исполнения, координация); участие членов Советов по этике в социальных сетях, тем самым обеспечивая близость к гражданам и расширение возможностей обращения; опрос населения об удовлетворенности этикой поведения государственных служащих в разрезе государственных органов и анализа полученных данных; предупреждение и урегулирование конфликта интересов.
При этом, будут обобщаться лучшие практики и конкретные положительные примеры, для тиражирования их по всей республике. Данные меры позволят укрепить позиции Советов по этике и сделать работу членов Советов по этике еще более эффективной.
АДГСПК РК