Казахстан вошёл в ТОР-100 инноваций мира в области образования
Проект по развитию малокомплектных школ признан одной из 100 лучших образовательных инноваций мира, по версии финского института HundrED
Опыт Казахстана по развитию сельских школ впервые вошёл в международный рейтинг HundrED Global Collection 2026 – список 100 лучших образовательных инноваций мира, рекомендованных к масштабированию на глобальном уровне.
Каждый год некоммерческая организация HundrED (Финляндия) отбирает самые эффективные и масштабируемые практики, способные изменить образование во всём мире. В 2025 году среди более чем 800 заявок из 70 стран эксперты выделили шортлист из 150 проектов, а затем отобрали финальную сотню кейсов. Казахстанский проект по развитию потенциала малокомплектных школ с использованием цифровых технологий, реализованный Фондом устойчивого развития образования (ФУРО) при AITAS Foundation стал одним из финалистов.
Помимо Казахстана в основной лист вошли проекты из Великобритании, Канады, Индии, Норвегии и США, которые уже формируют будущее мировой системы образования.
«HundrED Global Collection 2026 отмечает решения, которые действительно меняют систему образования. Работа команды из Казахстана – пример масштабируемого и устойчивого подхода к поддержке сельских школ», - подчеркнула Катрина Бергстрём, директор по исследованиям HundrED.
Как Казахстан попал в список HundrED Global Collection
В 2023-2024 годах в Актюбинской области Фондом устойчивого развития образования при поддержке Министерства просвещения РК, Фонда «Қазақстан халқына», акимата области и холдинга Aitas был реализован комплексный проект, нацеленный на повышение качества образования в малокомплектных школах.
Проект охватил 134 сельские школы и 12 опорных, обеспечив внедрение цифровой инфраструктуры, включая обучение педагогов новым методикам, запуск дистанционных и смешанных форм обучения. Учителя и ученики продемонстрировали значительный рост показателей, что было подтверждено внешними оценками и признано международными экспертами HundrED.
«Для нас попадание в список лучших инноваций – это признание и знак того, что социальная миссия крупного бизнеса может менять системы. Мы строим устойчивые проекты, вовлекая бизнес, общество и государство. Сегодняшняя новость – это гордость за проделанную работу всеми партнёрами. Это достижение показывает, что Казахстан способен предлагать эффективные решения в таких сложных вопросах, как образование и формирование интеллектуального капитала», - отметил Данияр Токтарбаев, руководитель Фонда устойчивого развития образования (AITAS Foundation).
В итоговый список 100 лучших инноваций в сфере образования попали новшества из 52 стран. Ежегодно успешные кейсы, включённые в коллекцию, получают внимание ведущих образовательных институтов и доноров, а их подходы часто становятся частью национальных реформ в разных странах. Казахстанская модель поддержки малокомплектных школ рассматривается как пример устойчивого партнерства государства, бизнеса и общества, позволяющего преодолевать разрыв между городом и селом.
Отметим, что опыт Актюбинской области в этом году масштабируется в Северо-Казахстанской области.
HundrED Global Collection 2026
Отчет проекта «Развитие потенциала малокомплектных школ в Актюбинской области»
Справочно
Проект реализован с целью апробации механизмов организации образовательного процесса, профессионального развития педагогов и методической поддержки МКШ с использованием цифровых ресурсов для повышения качества образования и эффективности обучения в них.
Реализация проекта стала возможным благодаря поддержке следующих организаций:
ФУРО - методологическое обоснование и общая координация проекта, инвентаризация школ, определение перечня оборудования, доставка и постановка на баланс, организация и проведение мониторинга в 6, 8 и 10 классах в 142 МКШ, административные и операционные расходы при обновлении материально-технической базы школ.
AITAS – обеспечивает все операционные расходы в рамках проекта.
ОФ «Қазақстан Халқына» - финансирование обновления материальной базы.
Акимат Актюбинской области - административная поддержка, обеспечение школ интернетом, организация образовательного процесса с использованием цифровых технологий, оплата труда педагогам.
МП РК и его структурные подразделения - обеспечение методической и аналитической поддержки проекта, обеспечение профессионального развития педагогов и руководителей организаций образования.
Организации, владеющие цифровыми образовательными платформами - ресурсное обеспечение школ, доступ к платформам, LMS-системам, комплексу учебных материалов и инструментов, обеспечивающих онлайн обучение, техническая поддержка при применении цифровых технологий, обновление контента по запросу педагогов.

4 комментария