Экспортерам рекомендуют пересмотреть контрактные обязательства с Китаем
COVID-19 стал причиной скопления автотранспорта на границе с Китаем. Об этом рассказали в Комитете государственных доходов МФ РК. Там напомнили, что в последнее время в СМИ неоднократно публиковались материалы о скоплениях на границе, про отсутствие прозрачности при прохождении границы и связанные с этим коррупционные моменты.
В КГД в очередной раз отмечают - Китай ужесточил переход через свою границу в связи с пандемией и ее последствиями. Если раньше через пункт пропуска «Нур жолы» поднебесная принимала ежедневно более 200 единиц транспорта, то с начала пандемии данное количество снизилось до 20-30 единиц в день.
В целях урегулирования ситуации с 1 июля т.г. были открыты ранее временно закрытые (с конца марта) казахстанские пункты пропуска «Калжат», и «Майкапшагай», однако сопредельные пункты пропуска на китайской стороне закрыты.
Кроме того, Правительством РК 15 июля т.г. утвержден План мероприятий по увеличению товарооборота с КНР, согласно которому приняты меры по возможности въезда китайских грузовых машин с товаром до приграничных транспортно-логистических центров по упрощенным требованиям транспортного законодательства, а также въезда водителей в безвизовом режиме на 24 часа.
В настоящее время данная модель функционирует в пункте пропуска «Нур жолы», в среднем в день на ТЛЦ ввозятся до 30 единиц китайских прицепов с товаром.
Проведенные переговоры с КНР об увеличении пропускной способности привели к увеличению количества принимаемых машин со стороны РК до 80 единиц в день.
Вместе с тем, в оперативном режиме на местном уровне был создан специальный штаб по регулированию очереди во главе с акимом Панфиловского района Алматинской области с привлечением компетентных подразделений государственных органов. Данным штабом сформирован список из 1 785 автотранспортных средств, ожидающих очередь на трассе «Алматы -Хоргос».
С 9 сентября т.г. внедрена система электронной очереди на сайте GoCargo.kz, которая позволяет через мобильное приложение заблаговременно бронировать очередь. Система имеет «обратную» связь, путем оповещения перевозчиков через СМС-сообщения. В систему внесен список из 1 785 автотранспортных средств, сформированный специальным штабом, которые прошли границу до 22 октября т.г.
При этом в публикациях СМИ были нарекания касательно проезда автотранспортных средств помимо электронной очереди.
КГД проведены проверочные мероприятия с уполномоченными органами по сопоставлению с электронной очередью автотранспортных средств, убывших из Казахстана, по результатам которых нарушения порядка перемещения не установлено.
С 23 октября т.г. перемещение через границу осуществляется только через систему электронной очереди. За этот период через данную систему проследовало 821 единиц автотранспорта (583 порожних, 123 с экспортным грузом, 115 для гос.проектов). На сегодня система функционирует в штатном режиме.
Для товаров отечественных экспортеров создана отдельная очередь, данная категория товаров перемещается через границу в приоритетном порядке.
На 20 ноября т.г. в системе электронной очереди забронировано 6 357 порожних и 615 груженных автотранспортных средств (с экспортным грузом).
Вместе с тем, с 10 ноября текущего года китайской стороной ограничено количество принимаемых машин с казахстанской стороны, при этом машины с экспортным товаром не принимаются. Всего с 10 по 20 ноября т.г. Китай принял 364 автотранспортных средств.
При этом официальной информации о причинах снижения количества принимаемых порожних машин, а также о запрете на перемещение автотранспорта с экспортным товаром от китайской стороны не поступало.
Для решения ситуации направлено обращение в Министерство иностранных дел и иные причастные государственные органы РК о необходимости принятия срочных мер по ситуации на границе.
При этом призываем отечественных экспортеров проработать с контрагентами китайской стороны вопросы исполнения контрактных обязательств, в том числе возможности продления сроков их исполнения.
В случае неправомерных действий со стороны органов государственных доходов просим обращаться в контакт-центр КГД по телефонам 1414 или 8-800-080-7777.
Департамент государственных доходов
по Мангистауской области