Сенат обсудил отчёты Правительства и Счетного комитета  об исполнении республиканского бюджета за 2019 год

Сенат обсудил отчёты Правительства и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2019 год

 

Под председательством Спикера Палаты Маулена Ашимбаева состоялось заседание Сената Парламента Республики Казахстан.

В ходе заседания сенаторы заслушали и обсудили отчёты Правительства Республики Казахстан и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета об исполнении республиканского бюджета за 2019 год.

Как доложила и.о. министра финансов РК Татьяна Савельева, в 2019 году реальный рост ВВП составил 4,5%. Основными факторами роста экономики стали увеличение производства в основных отраслях, расширение внутреннего спроса и развитие сектора услуг, увеличение доли малого и среднего бизнеса в ВВП, а также реализация инвестиционных проектов. Объем инвестиций в основной капитал вырос на 8,5%.

Председатель Сената Парламента Казахстана М.Ашимбаев подчеркнул, что основные параметры республиканского бюджета в прошлом году были выполнены.

«Правительством обеспечен достаточно хороший уровень реализации государственных программ, достигнуты основные целевые индикаторы. Надо также отметить активную работу Счетного комитета», - сказал М.Ашимбаев.

Вместе с тем, он подчеркнул, что существует ряд вопросов в использовании бюджетных средств и реализации госпрограмм. Обеспокоенность сенаторов вызывает трехкратный рост объема неэффективно использованных бюджетных средств и выявленных Счетным комитетом нарушений в 2019 году.

Также важным вопросом остается сбалансированное управление Национальным фондом, обеспечение достаточного уровня его доходности.

«Правительству следует обратить внимание на качество планирования и эффективность использования средств Национального фонда. Анализ исполнения бюджета 2019 года показал, что есть недоработки в этом вопросе. В целом, рост использования средств Нацфонда, формирование почти трети доходов бюджета за счет трансфертов из Фонда – такая ситуация вызывает обеспокоенность. В настоящее время Правительству важно сконцентрироваться на доходах бюджета и обеспечении эффективности расходов. Особое внимание при этом следует обратить на регионы», - отметил Спикер Сената.

По словам М.Ашимбаева действующая бюджетная система характеризуется излишней «централизацией».

«Трансферты из республиканского бюджета продолжают оставаться главным источником решения социально-экономических проблем регионов. В 2019 году более половины расходов местных бюджетов обеспечены трансфертом из республиканского бюджета. Такая практика межбюджетных отношений снижает мотивацию местных властей искать возможности для развития экономики регионов, расширения доходной базы», - сказал М.Ашимбаев.

Спикер Сената напомнил о поручении Главы государства о необходимости пересмотра организации бюджетного процесса на всех уровнях.

«Необходимо проработать вопрос внедрения на уровне регионов открытого бюджета. Чтобы граждане видели, на какие цели направляются средства и могли внести предложения и оценить эффективность их использования. Это повысит ответственность руководителей, эффективность использования средств», - уверен М.Ашимбаев.

Также Спикер Палаты отметил, что важно оптимизировать бюджетные расходы, сокращая не продуктивные направления.

«Президент страны поставил задачу повышения продуктивности бюджетных расходов. Достичь этого можно, прежде всего, увеличивая долю расходов, которые способствуют росту экономики. Это капитальные вложения в развитие инфраструктуры, реализацию эффективных инвестиционных проектов. Сегодня доля в общем объеме республиканского бюджета составляет всего 13,6%. При этом за последние пять лет этот показатель неуклонно снижается. В этих целях важно оптимизировать  бюджетные расходы, сокращая не продуктивные расходы», - подчеркнул М.Ашимбаев.

Председатель Сената напомнил, что Главой государства поставлена задача к 2024 году сократить на четверть численность госслужащих и персонала национальных компаний.

«Речь, конечно, идет не о механическом сокращении штатной численности госслужащих, а о создании компактного, мобильного и высокоэффективного госаппарата. Важно активно продвигаться в этом направлении. Сэкономленные средства можно было бы использовать в других сферах», - отметил Спикер.

По словам Председателя Сената, период пандемии коронавируса показал, что издержки можно сократить за счет цифровизации и дистанционной работы.

Он отметил, что сейчас часть госаппарата работает в удаленном режиме без существенных потерь продуктивности и многие мероприятия могут проводиться в онлайн режиме.

«Целесообразно изучить возможности оптимизации и сокращения расходов путем перевода части госслужащих и сотрудников нацкомпаний на работу в дистанционном режиме. Следует разобраться: позволит ли это сократить количество расходов на аренду и содержание зданий, транспортные расходы? Потенциал здесь существенный. Например, расходы на командировки и служебные разъезды за пределы страны в бюджете 2019 года выросли на 17,5%, внутри страны на 8,8%. Оплата транспортных услуг – на 21%», - сказал М.Ашимбаев.

Также он остановился на вопросе сокращения расходов государства, не имеющих стратегически важного значения.

«В целом пандемия и связанный с ней кризис должны послужить для нас поводом, чтобы пересмотреть текущие государственные расходы, оптимизировать их и перенаправить на цели развития, а также на повышение качества жизни наших граждан. В настоящее время разрабатывается проект бюджета на 2021–2023 годы – необходимо учесть в нем «уроки пандемии», - подытожил М.Ашимбаев.

В ходе обсуждения Спикер обратил внимание на вопросы государственно-частного партнерства. Обращаясь к министру национальной экономики Р.Даленову, Председатель Сената отметил, что в мировой практике при реализации ГЧП проводится тщательный отбор проектов. В нашем случае 75% проектов ГЧП направлены на обслуживание действующих объектов. Ашимбаев предложил обсудить в Парламенте изменения и дополнения в соответствующие НПА и пересмотреть методики отбора проектов ГЧП.

Кроме того, в ходе заседания обсуждены вопросы, касающиеся наших соотечественников, вернувшихся на Родину. В частности, речь шла о необходимости упрощения вопросов получения гражданства для наших соотечественников, о проблеме трудоустройства, а также о необходимости формирования механизмов и оказания поддержки, позволяющих нашим соотечественникам участвовать в специальных жилищных программах.

В ходе обсуждения отчетов депутаты также подняли вопрос по экспорту.

«Доля обработанной продукции в экспорте снижается. При этом у нас много институтов, занимающихся развитием внешней торговли, отечественного экспорта. К примеру, на увеличение уставного капитала «KazakhExport» в целях поддержки казахстанских производителей несырьевых товаров в 2019 году выделено 34 млрд. тенге. Все это на фоне снижения доли обработанной продукции в экспорте вызывает вопросы у сенаторов. При планировании бюджета последующих лет важно учесть эти вопросы», - отметил М.Ашимбаев.

Сенаторы приняли Постановление о подготовке Комитетом по финансам и бюджету содоклада по отчетам Правительства и и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета об исполнении республиканского бюджета за 2019 год с учетом замечаний и предложений, высказанных депутатами Палаты.

Кроме того, сенаторы рассмотрели проект Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан и сопутствующий законопроект о внесении поправок в законодательство по вопросам административного процедурно-процессуального законодательства.

Целями принятия законопроекта является установление эффективных механизмов защиты прав граждан при рассмотрении споров с органами власти в вышестоящем органе и суде, а также закрепление набора гарантий, которые позволят гражданам реально принимать участие в процессе принятия управленческих решений. Основными задачами законопроекта являются урегулирование общественных отношений, связанных с осуществлением административных процедур, а также с административным судопроизводством по разрешению споров в сфере государственного управления (административная юстиция).

Основной целью сопутствующего законопроекта о внесении поправок в законодательство по вопросам административного процедурно-процессуального законодательства является приведение в соответствие норм отдельных законодательных актов Республики Казахстан с положениями проекта АППК РК, устранение правовых пробелов и коллизий, которые возникнут при его принятии. Основными задачами документа являются введение обязательного досудебного порядка обжалования во многих сферах государственного управления, а также нового вида судопроизводства.

Депутаты также ратифицировали Соглашение между Казахстаном  и Ираном о взаимной правовой помощи по гражданским делам.

Соглашение достигнуто 12 июля 2019 года в городе Нур-Султан. Основной задачей документа является укрепление сотрудничества между компетентными органами двух государств по вопросам оказания взаимной правовой помощи по гражданским делам.

Также рассмотрен в двух чтениях и принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам улучшения бизнес-климата».

Целью законопроекта является формирование благоприятных условий для развития отечественного предпринимательства для повышения позиции Казахстана в рейтинге «Doing Business» Всемирного банка и совершенствование действующего законодательства Республики Казахстан.

Документ направлен на совершенствование разрешительной системы, упрощение процедур создания бизнеса, оптимизация государственной контрольно-надзорной деятельности, улучшение состояния конкурентной среды на товарных рынках.

В ходе заседания сенатор Нурторе Жусип озвучил депутатский запрос по вопросам охраны окружающей.

 

Пресс-служба Сената Парламента РК

 

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

3 комментария

  1. аватар
    Sheree 19 июня 2020 07:21

    Mme de Ponty, qui demeurait avec elle, etait une personne excellente qui me portait un interet serieux, grondait, se fachait contre la paresse de
    mon professeur: Mais, Fanny, a quoi songez-vous donc?
    https://fr.linkedin.com/ Le royaume de Saxe,
    le duche de Varsovie, les provinces du Saint-Siege sur l'Adriatique,
    les principautes d'Arenberg, d'Isemberg et de Salm, auxquelles il faut
    ajouter celle d'Aschaffenbourg (si le prince primat n'a point abdiquecomposent la seconde classe.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Актуальные новости

Логотип

О портале

Новостной портал Казахстана, только свежие новости со всего мира!

© 2024 INFOZAKON. Все права защищены.

×