«Судебно-правовая реформа направленная на модернизацию уголовного процесса»
Реформирование судебной системы Республики Казахстан внесло уже кардинальные изменения как в саму судебную систему страны, обеспечив ее автономное функционирование, так и в конституционно-правовой статус судей в целях становления в стране сильного, авторитетного и профессионального корпуса носителей судебной власти.
В текущем году столичному суд празднует свое двадцатилетие. Указом Президента Республики Казахстан №717 от 25 декабря 2008 года путем реорганизации районных судов №2 Алматинского и Сарыаркинского районных судов города Астаны был образован районный суд №2 Есильский района города Астаны.
В целях практического исполнения Плана Нации, инициированного Главой государства, принят закон по реформированию уголовного процесса и совершенствованию иных аспектов правоохранительной деятельности.
И для реализации поставленных перед судебной системой задач, коллектив районного суда №2 Есильского района города Астаны прилагает все усилия для качественного отправления правосудия
Вышеназванная реформа была направлена на реализацию задач по укреплению защиты прав человека в уголовном процессе, повышению состязательности сторон, расширению судебного контроля, исключению дублирования и четкому распределению полномочий между органами расследования, прокуратурой и судом.
В целом веденные в действие поправки коснулись семи основных ключевых направлений:
Первое. Сокращение сроков процессуального задержания лица, подозреваемого в совершении уголовного правонарушения.
Основываясь на опыте европейских стран, срок задержания лица за совершение преступления без санкции суда сокращен с 72 до 48 часов, а в отношении несовершеннолетних до 24 часов.
В исключительных шести случаях допускается задержание без санкции суда до 72 часов. Это:
1) при задержании по подозрению в совершении особо тяжкого преступления;
2) при задержании по подозрению в совершении террористического или экстремистского преступления;
3) при задержании по подозрению в совершении преступлений в ходе массовых беспорядков;
4) при задержании по подозрению в совершении преступления в составе преступной группы;
5) при задержании по подозрению в совершении тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и их аналогов, против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также умышленных преступлений, повлекших смерть человека;
6) при невозможности обеспечить своевременное доставление лица к следственному судье вследствие отдаленности или отсутствия надлежащих путей сообщения, а также в условиях чрезвычайного положения или чрезвычайной ситуации.
Обозначенные меры направлены на снижение рисков использования задержания как средства давления и принуждения для сбора доказательств, подкрепляющих обвинение.
Второе. Введение электронного уголовного дела.
Данные поправки в УПК, позволяют вести уголовное судопроизводство в электронном формате. Электронное уголовное дело - это информационная система, предназначенная для хранения цифровой информации – материалов уголовного дела, полностью заменяющая собой бумажный вариант, с высоким уровнем безопасности.
Порядок ведения уголовного судопроизводства в электронном формате определяется нормативным правовым актом Генерального Прокурора Республики Казахстан.
Ранее действующая редакция УПК позволяло вести уголовное производство только на бумажном носителе. На это затрачивались значительные ресурсы – трудовые, финансовые и временные.
Отсутствие возможности своевременного доступа к процессуальным материалам уголовного дела и делам участников процесса сохраняет риски фальсификации материалов, что не позволяет в полной мере обеспечить прозрачность взаимоотношений правоохранительных органов и населения страны.
Такое новшество направлено на упрощение и повышение качества уголовного процесса. Следует отметить, что в целях соблюдения прав граждан законодательно сохраняется возможность ведения уголовного производства на бумажном носителе.
Третье. Дальнейшее расширение судебного контроля.
Это сделано, прежде всего, в форме санкционирования процессуальных действий, включая негласные следственные действия.
От прокуратуры судам передано санкционирование проведения негласных следственных действий, продления сроков проведения негласных следственных действий, уведомления лица о проведенных в отношении него негласных следственных действиях.
В том числе от прокуратуры суду переданы функции по санкционированию применения залога, принудительного освидетельствования, получения образцов.
Особо следует отметить о наличии нормы, устанавливающей право лица, в отношении которого проводились негласные следственные действия, обратиться в суд с заявлением о признании проведения этих действий незаконными и возмещении причиненного ущерба (при наличии такового). Это можно сделать в течение пятнадцати дней с момента уведомления о проведенных в отношении него негласных следственных действиях.
Так напрямую в суд сможет обратиться орган, ведущий уголовное расследование, с ходатайством о санкционировании эксгумации и запрета на приближение.
Срок рассмотрения судами таких ходатайств сокращен с трех суток до 24 часов.
Четвертое. Повышение уровня защиты прав граждан.
Расширен перечень оснований, по которым мера пресечения в виде содержания под стражей не применяется, в первую очередь по преступлениям в сфере предпринимательской деятельности.
Пятое. Исключается практика сбора правоохранительными органами доказательств, выходящих за пределы расследуемого события.
Доказывание сможет производиться только по уголовным правонарушениям, по которым начато досудебное расследование в порядке, предусмотренном Главой 23 УПК. В случае выявления нового факта он должен быть зарегистрирован в ЕРДР как новое правонарушение и только после этого он может быть объединен в рамках одного досудебного расследования, начатого ранее.
Это сделано для того чтобы искоренить случаи дополнительного сбора улик по любым другим, относящимся к данному лицу действиям, при отсутствии доказательств по расследуемому событию.
Шестое. Повышение состязательности процесса.
а) адвокаты наделены полномочиями по обращению к следственному судье с ходатайством, помимо назначения экспертизы и о производстве иных следственных действий (кроме негласных следственных действий);
б) предусмотрено сокращение до 24 часов сроков предоставления защитнику государственными органами и общественными объединениями справок, характеристик и иных документов при рассмотрении вопроса о санкционировании меры пресечения в виде содержания под стражей подзащитного;
в) определен механизм приобщения опроса, проведенного адвокатом к материалам дела и приобретения им статуса доказательства, после исследования органом, ведущим уголовный процесс;
г) по окончании ознакомления подозреваемого и защитника с материалами уголовного дела они могут представить дополнительные доказательства и иную информацию, которые в обязательном порядке приобщаются к уголовному делу.
д) правило «золотого доказательства» защиты. Сторона защиты вправе одно доказательство представить только суду.
Согласно требованиям статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса, органом, ведущим уголовный процесс, должны быть проверены все заявления о невиновности или меньшей степени виновности. Поэтому особенно важным является укрепление объективности уголовного процесса с начала досудебной стадии, где сторона защиты должна проявить активность с первых дней досудебного производства.
Эти поправки предоставляют адвокатам равные права со стороной обвинения в получении информации, доступе к материалам уголовного дела, обмене информацией о доказательствах.
Седьмое. Упрощается производство по уголовным проступкам, преступлениям небольшой тяжести путем введения приказного производства.
Приказное производство применяется при наличии 4 оснований, когда:
1) собранными доказательствами установлен факт уголовного проступка и (или) преступления небольшой тяжести и совершившее его лицо;
2) подозреваемый не оспаривает имеющиеся доказательства совершенного им уголовного правонарушения, доказанность вины, согласен с квалификацией его действий, размером (суммой) причиненного ущерба (вреда);
3) санкция совершенного уголовного правонарушения одним из видов основного наказания предусматривает штраф;
4) подозреваемый, гражданский ответчик заявили ходатайство, а потерпевший и гражданский истец выразили согласие о рассмотрении дела в порядке приказного производства без исследования доказательств, их вызова и участия в судебном рассмотрении.
Приказное производство не применяется в отношении:
1) лиц, совершивших запрещенное уголовном законом деяние в состоянии невменяемости или заболевшими после совершения уголовного правонарушения психическим расстройством;
2) несовершеннолетних, или лиц, которые в силу физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту;
3) лиц, обладающих привилегиями и иммунитетом от уголовного преследования;
4) лиц, к которым в качестве обязательного дополнительного наказания могут быть применены конфискация имущества, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса и государственных наград, лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, выдворение за пределы Республики Казахстан.
При совокупности уголовных правонарушений, не предусматривающей назначение окончательного наказания в виде штрафа, также при совокупности приговоров, требующей применения правил статьи 60 Уголовного Кодекса Республики Казахстан (назначение наказания по совокупности приговоров) порядок приказного производства не применяется.
Дело подлежит завершению с направлением в суд в течение 5 суток, рассмотрению в суде в течение 3 суток без проведения судебного заседания то есть без вызова участников процесса. Уголовное производство по таким делам занимает не более восьми суток.
Приказное производство относится к целерантному (от латинского быстрый) производству. Сокращается как досудебная, также судебная стадия, приближается момент совершения уголовного правонарушения и наказания за него (право на суд без неоправданных задержек), позволяет органам расследования сфокусироваться на более сложных делах. Нет необходимости по простым, очевидным делам проводить длительные процедуры. Форма приказного производства позволяет в максимально короткие сроки завершить и направлять в суд уголовные дела по несложным уголовным правонарушениям, что ускорит восстановление нарушенных прав. Такой вид уголовного производства отвечает интересам как стороны обвинения, так и защиты, так как минимизирует вовлечение граждан в сферу уголовной юстиции, получить более мягкое наказание – штраф без дополнительного наказания.
К.Дуйсембиев
Судья районного суда №2 Есильского района г.Астаны