«Судебно-правовая реформа направленная на  модернизацию уголовного процесса»

«Судебно-правовая реформа направленная на модернизацию уголовного процесса»

Реформирование судебной системы Республики Казахстан внесло уже кардинальные изменения как в саму судебную систему страны, обеспечив ее автономное функционирование, так и в конституционно-правовой статус судей в целях становления в стране сильного, авторитетного и профессионального корпуса носителей судебной власти.   

В текущем году столичному суд празднует свое двадцатилетие. Указом Президента Республики Казахстан №717 от 25 декабря 2008 года путем реорганизации районных судов №2 Алматинского и Сарыаркинского районных судов города Астаны был образован районный суд №2 Есильский района города Астаны.

  В целях практического исполнения Плана Нации, инициированного Главой государства, принят закон по реформированию уголовного процесса и совершенствованию иных аспектов правоохранительной деятельности.

И для реализации поставленных перед судебной системой задач, коллектив районного суда №2 Есильского района города Астаны прилагает все усилия для качественного отправления правосудия

         Вышеназванная реформа была направлена на реализацию задач по укреплению защиты прав человека в уголовном процессе, повышению состязательности сторон, расширению судебного контроля, исключению дублирования и четкому распределению полномочий между органами расследования, прокуратурой и судом.

В целом веденные в действие поправки коснулись семи основных ключевых направлений:

Первое. Сокращение сроков процессуального задержания лица, подозреваемого в совершении уголовного правонарушения.

Основываясь на опыте европейских стран, срок задержания лица за совершение преступления без санкции суда сокращен с 72 до 48 часов, а в отношении несовершеннолетних до 24 часов.

В исключительных шести случаях допускается задержание без санкции суда до 72 часов. Это:

1) при задержании по подозрению в совершении особо тяжкого преступления;

2) при задержании по подозрению в совершении террористического или экстремистского преступления;

3) при задержании по подозрению в совершении преступлений в ходе массовых беспорядков;

4) при задержании по подозрению в совершении преступления в составе преступной группы;

5) при задержании по подозрению в совершении тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и их аналогов, против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также умышленных преступлений, повлекших смерть человека;

6) при невозможности обеспечить своевременное доставление лица к следственному судье вследствие отдаленности или отсутствия надлежащих путей сообщения, а также в условиях чрезвычайного положения или чрезвычайной ситуации.

     Обозначенные меры направлены на снижение рисков использования задержания как средства давления и принуждения для сбора доказательств, подкрепляющих обвинение.

     Второе. Введение электронного уголовного дела.

Данные поправки в УПК, позволяют вести уголовное судопроизводство в электронном формате. Электронное уголовное дело - это информационная система, предназначенная для хранения цифровой информации – материалов уголовного дела, полностью заменяющая собой бумажный вариант, с высоким уровнем безопасности.

Порядок ведения уголовного судопроизводства в электронном формате определяется нормативным правовым актом Генерального Прокурора Республики Казахстан.

Ранее действующая редакция УПК позволяло вести уголовное производство только на бумажном носителе. На это затрачивались значительные ресурсы – трудовые, финансовые и временные.

Отсутствие возможности своевременного доступа к процессуальным материалам уголовного дела и делам участников процесса сохраняет риски фальсификации материалов, что не позволяет в полной мере обеспечить прозрачность взаимоотношений правоохранительных органов и населения страны.

Такое новшество направлено на упрощение и повышение качества уголовного процесса. Следует отметить, что в целях соблюдения прав граждан законодательно сохраняется возможность ведения уголовного производства на бумажном носителе.

Третье. Дальнейшее расширение судебного контроля.

Это сделано, прежде всего, в форме санкционирования процессуальных действий, включая негласные следственные действия.

От прокуратуры судам передано санкционирование проведения негласных следственных действий, продления сроков проведения негласных следственных действий, уведомления лица о проведенных в отношении него негласных следственных действиях.

В том числе от прокуратуры суду переданы функции по санкционированию применения залога, принудительного освидетельствования, получения образцов.

Особо следует отметить о наличии нормы, устанавливающей право лица, в отношении которого проводились негласные следственные действия, обратиться в суд с заявлением о признании проведения этих действий незаконными и возмещении причиненного ущерба (при наличии такового). Это можно сделать в течение пятнадцати дней с момента уведомления о проведенных в отношении него негласных следственных действиях.

Так напрямую в суд сможет обратиться орган, ведущий уголовное расследование, с ходатайством о санкционировании эксгумации и запрета на приближение.

Срок рассмотрения судами таких ходатайств сокращен с трех суток до  24 часов.

Четвертое. Повышение уровня защиты прав граждан.

Расширен перечень оснований, по которым мера пресечения в виде содержания под стражей не применяется, в первую очередь по преступлениям в сфере предпринимательской деятельности.

Пятое. Исключается практика сбора правоохранительными органами доказательств, выходящих за пределы расследуемого события.

Доказывание сможет производиться только по уголовным правонарушениям, по которым начато досудебное расследование в порядке, предусмотренном Главой 23 УПК. В случае выявления нового факта он должен быть зарегистрирован в ЕРДР как новое правонарушение и только после этого он может быть объединен в рамках одного досудебного расследования, начатого ранее.  

Это сделано для того чтобы искоренить случаи дополнительного сбора улик по любым другим, относящимся к данному лицу действиям, при отсутствии доказательств по расследуемому событию.

Шестое. Повышение состязательности процесса.

а) адвокаты наделены полномочиями по обращению к следственному судье с ходатайством, помимо назначения экспертизы и о производстве иных следственных действий (кроме негласных следственных действий);

б) предусмотрено сокращение до 24 часов сроков предоставления защитнику государственными органами и общественными объединениями справок, характеристик и иных документов при рассмотрении вопроса о санкционировании меры пресечения в виде содержания под стражей подзащитного;

в) определен механизм  приобщения опроса, проведенного адвокатом к материалам дела и приобретения им статуса доказательства, после исследования органом, ведущим  уголовный процесс;

г) по окончании ознакомления подозреваемого и защитника с материалами уголовного дела они могут представить дополнительные доказательства и иную информацию, которые в обязательном порядке приобщаются к уголовному делу.

д) правило «золотого доказательства» защиты. Сторона защиты вправе одно доказательство представить только суду.

Согласно  требованиям статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса,  органом, ведущим уголовный процесс, должны быть проверены все заявления о невиновности или меньшей степени виновности.  Поэтому особенно важным является  укрепление  объективности уголовного процесса  с  начала  досудебной стадии, где сторона защиты должна  проявить активность с первых дней досудебного производства.

Эти поправки предоставляют адвокатам равные права со стороной обвинения в получении информации, доступе к материалам уголовного дела, обмене информацией о доказательствах.

Седьмое. Упрощается производство по уголовным проступкам,  преступлениям небольшой тяжести путем введения приказного производства.

     Приказное производство применяется при наличии 4 оснований, когда:

1) собранными доказательствами установлен факт уголовного проступка и (или) преступления небольшой тяжести и совершившее его лицо;    

2) подозреваемый не оспаривает имеющиеся доказательства совершенного им уголовного правонарушения, доказанность вины, согласен с квалификацией его действий, размером (суммой) причиненного ущерба (вреда);

3) санкция совершенного уголовного правонарушения одним из видов основного наказания предусматривает штраф;

4) подозреваемый, гражданский ответчик заявили ходатайство, а потерпевший и гражданский истец выразили согласие о рассмотрении дела в порядке приказного производства без исследования доказательств, их вызова и участия в судебном рассмотрении.

Приказное производство не применяется в отношении:

1) лиц, совершивших запрещенное уголовном законом деяние в состоянии невменяемости или заболевшими после совершения уголовного правонарушения психическим расстройством;

2) несовершеннолетних, или лиц, которые в силу физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту;

3) лиц, обладающих привилегиями и иммунитетом от уголовного преследования;

4) лиц, к которым в качестве обязательного дополнительного наказания могут быть применены конфискация имущества, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса и государственных наград, лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, выдворение за пределы Республики Казахстан.

При совокупности уголовных правонарушений, не предусматривающей назначение окончательного наказания в виде штрафа, также при совокупности приговоров, требующей применения правил статьи 60 Уголовного Кодекса Республики Казахстан (назначение наказания по совокупности приговоров) порядок приказного производства не применяется.

Дело подлежит завершению с направлением в суд в течение 5 суток, рассмотрению в суде в течение 3 суток без проведения судебного заседания то есть без вызова участников процесса. Уголовное производство по таким делам занимает не более восьми суток.

Приказное производство относится к целерантному (от латинского быстрый) производству. Сокращается как досудебная, также судебная стадия, приближается момент совершения уголовного правонарушения и наказания за него (право на суд без неоправданных задержек), позволяет органам расследования сфокусироваться на более сложных делах. Нет необходимости по простым, очевидным делам проводить длительные  процедуры. Форма приказного производства позволяет в максимально короткие сроки завершить и направлять в суд уголовные дела по несложным уголовным правонарушениям, что ускорит восстановление нарушенных прав. Такой вид уголовного производства отвечает интересам как стороны обвинения, так и защиты, так как минимизирует вовлечение граждан в сферу  уголовной юстиции, получить более мягкое наказание – штраф без дополнительного наказания.

 

 

К.Дуйсембиев

                                          Судья районного суда №2 Есильского района г.Астаны                                                      

 

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 1

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Актуальные новости

Логотип

О портале

Новостной портал Казахстана, только свежие новости со всего мира!

© 2024 INFOZAKON. Все права защищены.

×