Актуальные вопросы государственных закупок
С 01 января 2016 года введен в действие новый Закон Республики Казахстан «О государственных закупках» (далее Закон), которым предусмотрен ряд новшеств в сфере регулирования государственных закупок. Данный Закон отличается от ранее действовавшего закона от 21 июля 2007 года.
Основными принципами осуществления государственных закупок были и остаются оптимальное и эффективное расходование денег, используемых для государственных закупок, открытость и прозрачность процесса государственных закупок, добросовестная конкуренция.
Действующим Законом перечень принципов расширен, дополнительно указаны, такие как: ответственность участников государственных закупок; недопущение коррупционных проявлений; приобретение инновационных и высокотехнологичных товаров, работ, услуг.
Таким образом, на законодательном уровне усилена ответственность участников государственных закупок, предотвращение проявлений коррупции, а также закуп инновационных и высокотехнологических товаров, работ и услуг, соответствующих требованию времени.
Положения Закона применяются к отношениям, связанным с приобретением товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения функционирования, а также выполнения государственных функций либо уставной деятельности заказчика, за исключением: услуг, приобретаемых у физических лиц по трудовым договорам; услуг, приобретаемых у физических лиц, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности, по договорам возмездного оказания услуг; услуг, связанных с осуществлением командировочных расходов; государственного задания и товаров, работ, услуг, приобретаемых в рамках его выполнения в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан; внесения взносов (вкладов), в том числе в уставный капитал юридических лиц; товаров, работ, услуг, приобретаемых национальными управляющими холдингами, национальными холдингами, национальными управляющими компаниями, национальными компаниями и аффилиированными с ними юридическими лицами, Национальным Банком Республики Казахстан, его ведомствами, организациями, входящими в структуру Национального Банка Республики Казахстан, и юридическими лицами, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат Национальному Банку Республики Казахстан или находятся в его доверительном управлении, и аффилиированными с ними юридическими лицами; товаров (продукции), работ и услуг военного и двойного назначения (применения), входящих в состав государственного оборонного заказа.
Также следует отметить, что поддержка отечественным производителям товаров, а также отечественным поставщикам работ и услуг оказывается только в той мере, в которой это не противоречит международным договорам, ратифицированным Республикой Казахстан.
Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом, то применяются правила международного договора.
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими рассматриваемые правоотношения в настоящее время, являются Конституция Республики Казахстан, Гражданский, Предпринимательский, Бюджетный кодексы Республики Казахстан, Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан «О государственных закупках» от 04 декабря 2015 года № 434-V, Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 14 декабря 2012 года №5 «О применении судами законодательства о государственных закупках», Закон Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», Правила осуществления государственных закупок, утвержденные приказом Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года №648, Правила осуществления государственных закупок с применением особого порядка, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года №1200, Перечень товаров, работ, услуг, по которым организация и проведение государственных закупок осуществляется единым организатором, утвержденным Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 21 декабря 2015 года №669, Правила формирования и ведения реестров в сфере государственных закупок, утвержденные приказом Министра финансов Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года №694, Типовые правила закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых национальным управляющим холдингом, национальными холдингами, национальными компаниями и организациями, пятьдесят и более процентов акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат национальному управляющему холдингу, национальному холдингу, национальной компании, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 мая 2009 года №787; Правила закупок товаров, работ и услуг АО «Фонд национального благосостояния «Самрук Қазына» и организациями пятьдесят и более процентами голосующих акций (Самрук Қазына) на праве собственности или доверительного управления от 28 января 2016 года №126.
В Законе прописаны права и обязанности потенциального поставщика, занявшего второе место, при уклонении победителя конкурса от подписания договора, обязан подписать договор о государственных закупках, внести обеспечение исполнения договора в соответствии со статьей 26 Закона. В ином случае, поставщик, занявший второе место, также признается уклонившимся от заключения договора о государственных закупках, ему не возвращается обеспечение заявки на участие в конкурсе, он вносится в реестр недобросовестных участников государственных закупок.
Изменен порядок внесения недобросовестных поставщиков в реестр недобросовестных участников государственных закупок.
Теперь, потенциальные поставщики, определенные победителями (потенциальные поставщики, занявшие второе место), и уклонившиеся от заключения договора о государственных закупках, вносятся в указанный реестр не по решению суда, а по решению уполномоченного органа - Комитета по государственным закупкам Министерства финансов Республики Казахстан.
Ввиду значимости вопроса признания поставщика недобросовестным участником государственных закупок, в целом для дальнейшей предпринимательской деятельности поставщика и трудовой деятельности работников организации законодателем разрешение данного вопроса отнесено к компетенции судов. Именно в судебном порядке подлежит установление недобросовестности поставщика.
Несмотря на разделение порядка включения в реестр недобросовестных участников государственных закупок продолжает иметь место быть значительное количество рассматривающихся в суде споров, вызванных не исполнением либо ненадлежащим исполнением договоров о государственных закупках.
Участие в государственных закупках «случайных» лиц, которые не обращают должного внимания на все положения (сущность) объявления закупа, предъявляемые требования к закупаемому товару (услуги), их технических характеристиках, месту поставки (с учетом отдаленности и экономической целесообразности), а также условиях поставки и порядка оплаты товара; некорректно предлагают ценовое предложение; либо вообще не имели и имеют возможности исполнения обязательств, влечет негативные последствия для заказчика, который в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора.
Более того, снижается оперативность приобретения товаров (услуг), оптимальное и эффективное расходование денег, влечет срыв запланированных мероприятий, поскольку заключение договора со вторым потенциальным поставщиком либо объявление новых закупок не возможно до истечения установленного срока исполнения обязательств по ранее заключенному договору, а в предусмотренных законом случаях, и до его расторжения.
Реестр недобросовестных участников государственных закупок представляет собой перечень: поставщиков, с которыми заказчики в одностороннем порядке расторгли договоры о государственных закупках, в ходе исполнения которых установлено, что поставщик не соответствует квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации (аукционной документации) или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем конкурса (аукциона), по результатам которой заключен такой договор; потенциальных поставщиков, определенных победителями (потенциальных поставщиков, занявших второе место), уклонившихся от заключения договора о государственных закупках; поставщиков, не исполнивших либо ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках.
Реестр недобросовестных участников государственных закупок о признании поставщиков, с которыми заказчики в одностороннем порядке расторгли договоры о государственных закупках, в ходе исполнения которых установлено, что поставщик не соответствует квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации (аукционной документации) или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем конкурса (аукциона), по результатам которой заключен такой договор и поставщиков, не исполнивших либо ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках, формируется на основании решений судов, вступивших в законную силу.
При этом в указанных случаях заказчик обязан не позднее тридцати календарных дней со дня, когда ему стало известно о факте нарушения поставщиком законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, обратиться с иском в суд о признании такого потенциального поставщика или поставщика недобросовестным участником государственных закупок.
Пропуск данного срока является основанием к отказу в признании поставщика недобросовестным участником государственных закупок.
Поставщики, включенные в реестр недобросовестных участников государственных закупок по основаниям, предусмотренным подпунктами 1) (поставщиков, с которыми заказчики в одностороннем порядке расторгли договоры о государственных закупках, в ходе исполнения которых установлено, что поставщик не соответствует квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации (аукционной документации) или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем конкурса (аукциона), по результатам которой заключен такой договор) и 3) (поставщиков, не исполнивших либо ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках) части первой пункта 4 статьи 12 Закона, не допускаются к участию в государственных закупках в течение двадцати четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда о признании их недобросовестными участниками государственных закупок.
Потенциальные поставщики, включенные в реестр недобросовестных участников государственных закупок по основанию, предусмотренному подпунктом 2) части первой пункта 4 статьи 12 Закона (потенциальных поставщиков, определенных победителями (потенциальных поставщиков, занявших второе место), уклонившихся от заключения договора о государственных закупках), не допускаются к участию в государственных закупках в течение двадцати четырех месяцев со дня принятия решения уполномоченным органом о признании их недобросовестными участниками государственных закупок
Сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных участников государственных закупок, исключаются из указанного реестра не позднее одного рабочего дня со дня окончания срока, установленного частями первой и второй настоящего пункта.
Участие в государственных закупках добросовестных как заказчиков, так и потенциальных поставщиков позволит реализовать государственную политику, достичь поставленной цели быстрого и экономически целесообразного приобретения товаров (работ, услуг), а также осуществления государственных закупок на принципах: оптимального и эффективного расходования денег, предоставления потенциальным поставщикам равных возможностей для участия в процедуре проведения государственных закупок, добросовестной конкуренции среди потенциальных поставщиков; открытости и прозрачности процесса государственных закупок; оказания поддержки отечественным производителям товаров, а также отечественным поставщикам работ и услуг; ответственности участников государственных закупок; недопущения коррупционных проявлений; приобретения инновационных и высокотехнологичных товаров, работ, услуг.
Председатель специализированного
межрайонного экономического суда
Северо-Казахстанской области
Жайжуманов Б.А.