Широкое внедрение передовых IT-технологий
На современном этапе развития страны новые научные открытия, технологические инновации, повышение качества интеллектуального капитала, ускоренное развитие информационно-компьютерных технологий, электронной коммерции, средств мобильной связи, динамичное расширение бизнес - пространства постепенно становятся основными факторами стабильного роста.
Широкое внедрение информационных технологий (ИТ) во все сферы хозяйства и быта – важнейшая особенность развития современной мировой экономики. В процессе информатизации экономики информационные и технологические прорывы тесно переплетаются в единый процесс, который имеет тенденцию к само ускорению.
В судебной системе направляющим вектором развития стал предложенный Главой государства План нации «100 конкретных шагов. Современное государство для всех», четко обозначивший главные задачи перед судейским корпусом страны.
Кроме того, в соответствии с поручениями Главы государства, озвученные на VII Съезде судей, а также рядом программных документов Верховным Судом РК и Департаментом по обеспечению деятельности судов ведется активная работа по обеспечению открытости и прозрачности судебной системы. Безусловно, одной из ключевых мер в данном направлении является применение новых технических средств.
Это продиктовано увеличением роста запросов общества и стремительным развитием информационных технологий.
Широкое внедрение передовых ИТ-технологий, интеграция информационных систем серьезно повышает мобильность и прозрачность правосудия и в тоже время сужает коррупциогенность судопроизводства.
Повышение доступности к правосудию судебная система, прежде всего, видит в создании удобных и понятных для простого пользователя инструментов, которые размещены на Интернет-ресурсе Верховного Суда, областного, а так же и районных и приравненных к ним судах области позволяющих беспрепятственно общаться с судом.
Одним из немаловажных проектов, на котором хотелось бы остановиться, это интеграция судебной системы с информационными системами государственных органов. Основная логика этой работы в том, чтобы обеспечить оперативный доступ к информации государственных органов и упростить все механизмы по передаче необходимых сведений.
Для населения преимущество заключается в том, что снижается количество документов, в том числе на бумажных носителях, которые необходимо предоставить в суд участникам судебных процессов. Предполагаемая цель цифровизации в судах заключается в том, чтобы в будущем человек приходил в суд просто с удостоверением в руках или хотя бы просто назвал свой ИИН, а все остальные сведения необходимые для решения спора были бы доступны для суда через электронные сервисы.
Действующая в настоящее время новая автоматизированная информационно-аналитическая система «Төрелік», единая система судов Республики Казахстан, которая включает в себя электронный сервис «Судебный кабинет», систему аудио- и видеофиксации (АВФ), электронный архив судебных документов, внутренний портал, кадровую систему, интернет-ресурсы судов, Call-центр, ознакомление с судебными документами и систему оповещения участников судебного процесса посредством отправки SMS-сообщений и электронной почты.
Была проведена интеграция информационных систем судебных органов и АО «Казпочта» в части автоматизации отправки судебной корреспонденции и использования «Гибридной электронной почты. Данная интеграция позволяет своевременно доставлять адресатам корреспонденцию и получать информацию в виде статусов, о движении отправленной корреспонденции в электронном виде.
При отправке заказного гибридного отправления, судебная повестка направляется в отделение почтовой связи в электронном виде, сотрудники АО «Казпочта» распечатывают и упаковывают ее в почтовый конверт и в дальнейшем доставляют до конечного адресата, при этом в АИАС «Төрелік» в электронном виде направляются статусы о доставке либо невозможности доставки.
Все суды республики включены в состав участников «Единой системы электронного документооборота государственных органов», что позволяет сокращать сроки доставки электронных документов с получением уведомления о доставке и регистрации документа.
На официальных интернет-ресурсах судов население страны активно использует информационные сервисы такие как: «Ознакомление с судебными документами», «Список слушаний дел», «Электронная судебная повестка» и «Судебный кабинет».
На сервисе «Судебный кабинет» стоило бы остановиться поподробнее, поскольку данный сервис завоевал огромную популярность у граждан, как подтверждает статистика. А именно, если в 2016 году из поданных исковых заявлений в электронном формате отправлены 75,3%, то с января прошлого года этот процент составил 98,9%.
Очень удобный сервис «Судебная повестка», который позволяет посредством ввода кода, указанного в сообщении, при необходимости распечатать судебную повестку на бумаге (например, для предоставления на работе).
Функционирует Call-центр — единый контакт центр судебных органов, посредством которого населению предоставлена возможность обращения и получения консультации по всем вопросам деятельности судебных органов по республике, с бесплатным звонком на короткий номер 1401.
В случаях если гражданин, подает исковое заявление (жалобу) в суд нарочно, то специалист канцелярии выдает ему талон о его регистрации и при согласии на электронное извещение на его сотовый телефон или на электронный адрес направляется SMS-сообщение с указанием логина и пароля о том, что по его заявлению вынесен судебный документ, доступ к которому реализован на сайте. Таким образом, гражданину нет необходимости ехать в суд за судебным документом, тратить на это время и деньги.
Из вновь внедряемых проектов, особое значение имеет пилотный проект «Виртуальный кабинет медиации», который позволяет гражданам везти свои споры, не обращаясь в суды и даже не покидая свои дома. Для этого им достаточно зарегистрироваться на портале и отправить заявку в онлайн-режиме.
Вдобавок к этому, Сарыаркинский районный суд определен пилотным судом для совершенствования процессов по отправлению правосудия. Председатель Верховного Суда Жакип Асанов ознакомился с новым фронт-офисом суда.
Фронт-офис представляет собой просторный зал в 138 кв.м., оборудованный оргтехникой с учетом современных стандартов обслуживания населения. Здесь же созданы три отдельных кабинета – для медиаторов, адвокатов и ознакомления с материалами дела сторонами. Офис оформлен в стиле хай-тек в спокойных светлых тонах по «безбарьерному принципу» с преобладанием открытого пространства. Это ориентировано на практическое обеспечение открытости и доступности работы суда.
Председателю Верховного Суда презентован весь процесс прохождения посетителем суда трех основных частей фронт-офиса: информационный центр, зоны входящей канцелярии и самообслуживания. Так, Ж.Асанов ознакомился с информацией на стендах - образцами исковых заявлений по наиболее часто подаваемым заявлениям.
В рамках проекта «Электронная очередь» работает автоматизированное бюро приема и выдачи документов, а также терминал самообслуживания со сканером. В тестовом режиме запущена функция вызова сторон по гражданскому делу, интегрированная с информационной системой «Төрелік». Посредством такого подхода, секретарь, находясь в зале судебного заседания, фиксирует явку сторон и направляет на монитор, расположенный в зоне ожидания, приглашение их на процесс. Здесь же есть телефон для связи с секретарем судебного заседания и терминал для оплаты госпошлины.
В зоне входящей канцелярии посетитель суда может подать необходимые документы в суд. При этом специалист суда не просто ставит отметку и выдает копию заявления как раньше, а проводит регистрацию и выдает талон с номером, по которому можно в последующем через сервис «Судебный кабинет» наблюдать все движение по заявлению.
Сотрудники рецепшн дружелюбно встречают каждого посетителя, внимательно выслушав их о цели визита. Также они консультируют о возможности обращения к медиатору или адвокату. Тонко продуман дизайн кабинет медиатора: круглый стол, прозрачные стекла с напылением по центру, приглушенное освещение - все это в целом призывает посетителей к примирению. Утвержден график дежурств профессиональных медиаторов.
Во фронт-офисе постоянно работает адвокат в рамках заключенного меморандума между судом г.Астаны и коллегией адвокатов.
Определенным новшеством является информационный кабинет для ознакомления сторон с материалами дела. В нем дежурит специальный сотрудник суда, который ознакамливает стороны с информацией о прохождении их дела в суде.
Привлекает внимание и зона ожидания с рядами удобных кресел, с Wi-Fi, возможностью зарядить мобильные устройства и системой кондиционирования.
Задача фронт-офиса создать максимально комфортные условия для удобства посетителей суда: здесь все продумано до мелочей.
В заключение Ж.Асанов встретился с коллективом Сарыаркинского районного суда и обсудил с ним текущие вопросы работы. Он пожелал судьям и сотрудникам суда постоянно повышать свои профессиональные навыки и разрешать конфликты без волокиты.
Таким образом, внедрение инновационных технологий позволяет обеспечить прозрачность деятельности судебных органов, снижать бюрократию, повышать доступность услуг в области судопроизводства и предоставлять полную информацию по судебным делам всем участникам судебных дел.
И.Донской
Руководитель отдела информационных технологий и защиты информационных ресурсов