Широкое внедрение передовых IT-технологий » Новостной портал Infozakon
star archive bad ca calendar cat coms dislike down down2 fav fb gp info left like login love mail od pass rel reply right search set share sort_down sort_up top tw up views vk votes cross phone loc ya
Широкое внедрение передовых IT-технологий

Широкое внедрение передовых IT-технологий

На современном этапе развития страны новые научные открытия, технологические инновации, повышение качества интеллектуального капитала, ускоренное развитие информационно-компьютерных технологий, электронной коммерции, средств мобильной связи, динамичное расширение бизнес - пространства постепенно становятся основными факторами стабильного роста.

Широкое внедрение информационных технологий (ИТ) во все сферы хозяйства и быта – важнейшая особенность развития современной мировой экономики. В процессе информатизации экономики информационные и технологические прорывы тесно переплетаются в единый процесс, который имеет тенденцию к само ускорению.

В судебной системе направляющим вектором развития стал предложенный Главой государства План нации «100 конкретных шагов. Современное государство для всех», четко обозначивший главные задачи перед судейским корпусом страны.

Кроме того, в соответствии с поручениями Главы государства, озвученные на VII Съезде судей, а также рядом программных документов Верховным Судом РК и Департаментом по обеспечению деятельности судов  ведется активная работа по обеспечению открытости и прозрачности судебной системы. Безусловно, одной из ключевых мер в данном направлении является применение новых технических средств.

Это продиктовано увеличением роста запросов общества и стремительным развитием информационных технологий.

Широкое внедрение передовых ИТ-технологий, интеграция информационных систем серьезно повышает мобильность и прозрачность правосудия и в тоже время сужает коррупциогенность судопроизводства.

Повышение доступности к правосудию судебная система, прежде всего, видит в создании удобных и понятных для простого пользователя инструментов, которые размещены на Интернет-ресурсе Верховного Суда, областного, а так же и районных и приравненных к ним судах области позволяющих беспрепятственно общаться с судом.

Одним из немаловажных проектов, на котором хотелось бы остановиться, это интеграция судебной системы с информационными системами государственных органов.  Основная логика этой работы в том, чтобы обеспечить оперативный доступ к информации государственных органов и упростить все механизмы по передаче необходимых сведений.

Для населения преимущество заключается в том, что снижается количество документов, в том числе на бумажных носителях, которые необходимо предоставить в суд участникам судебных процессов. Предполагаемая цель цифровизации в судах заключается в том, чтобы в будущем человек приходил в суд просто с удостоверением в руках или хотя бы просто назвал свой ИИН, а все остальные сведения необходимые для решения спора были бы доступны для суда через электронные сервисы.

Действующая в настоящее время новая автоматизированная информационно-аналитическая система «Төрелік», единая система судов Республики Казахстан, которая включает в себя электронный сервис «Судебный кабинет», систему аудио- и видеофиксации (АВФ), электронный архив судебных документов, внутренний портал, кадровую систему, интернет-ресурсы судов, Call-центр, ознакомление с судебными документами и систему оповещения участников судебного процесса посредством отправки SMS-сообщений и электронной почты.

Была проведена интеграция информационных систем судебных органов и АО «Казпочта» в части автоматизации отправки судебной корреспонденции и использования «Гибридной электронной почты. Данная интеграция позволяет своевременно доставлять адресатам корреспонденцию и получать информацию в виде статусов, о движении отправленной корреспонденции в электронном виде.

При отправке заказного гибридного отправления, судебная повестка направляется в отделение почтовой связи в электронном виде, сотрудники АО «Казпочта» распечатывают и упаковывают ее в почтовый конверт и в дальнейшем доставляют до конечного адресата, при этом в АИАС «Төрелік» в электронном виде направляются статусы о доставке либо невозможности доставки.

 Все суды республики включены в состав участников «Единой системы электронного документооборота государственных органов», что позволяет сокращать сроки доставки электронных документов с получением уведомления о доставке и регистрации документа.

На официальных интернет-ресурсах судов население страны активно использует информационные сервисы такие как: «Ознакомление с судебными документами», «Список слушаний дел», «Электронная судебная повестка» и «Судебный кабинет».

На сервисе «Судебный кабинет» стоило бы остановиться поподробнее, поскольку данный сервис завоевал огромную популярность у граждан, как подтверждает статистика. А именно, если в 2016 году из поданных исковых заявлений в электронном формате отправлены 75,3%, то с января прошлого года этот процент составил 98,9%.

Очень удобный сервис «Судебная повестка», который позволяет посредством ввода кода, указанного в сообщении, при необходимости распечатать судебную повестку на бумаге (например, для предоставления на работе).

Функционирует Call-центр — единый контакт центр судебных органов, посредством которого населению предоставлена возможность обращения и получения консультации по всем вопросам деятельности судебных органов по республике, с бесплатным звонком на короткий номер 1401.

В случаях если гражданин, подает исковое заявление (жалобу) в суд нарочно, то специалист канцелярии выдает ему талон о его регистрации и при согласии на электронное извещение на его сотовый телефон или на электронный адрес направляется SMS-сообщение с указанием логина и пароля о том, что по его заявлению вынесен судебный документ, доступ к которому реализован на сайте. Таким образом, гражданину нет необходимости ехать в суд за судебным документом, тратить на это время и деньги.

Из вновь внедряемых проектов, особое значение имеет пилотный проект «Виртуальный кабинет медиации», который позволяет гражданам везти свои споры, не обращаясь в суды и даже не покидая свои дома. Для этого им достаточно зарегистрироваться на портале и отправить заявку в онлайн-режиме.

Вдобавок к этому, Сарыаркинский районный суд определен пилотным судом для совершенствования процессов по отправлению правосудия. Председатель Верховного Суда Жакип Асанов ознакомился с новым фронт-офисом суда.

Фронт-офис представляет собой просторный зал в 138 кв.м., оборудованный оргтехникой с учетом современных стандартов обслуживания населения. Здесь же созданы три отдельных кабинета – для медиаторов, адвокатов и ознакомления с материалами дела сторонами. Офис оформлен в стиле хай-тек в спокойных светлых тонах по «безбарьерному принципу» с преобладанием открытого пространства. Это ориентировано на практическое обеспечение открытости и доступности работы суда.

Председателю Верховного Суда презентован весь процесс прохождения посетителем суда трех основных частей фронт-офиса: информационный центр, зоны входящей канцелярии и самообслуживания. Так, Ж.Асанов ознакомился с информацией на стендах - образцами исковых заявлений по наиболее часто подаваемым заявлениям.

В рамках проекта «Электронная очередь» работает автоматизированное бюро приема и выдачи документов, а также терминал самообслуживания со сканером. В тестовом режиме запущена функция вызова сторон по гражданскому делу, интегрированная с информационной системой «Төрелік». Посредством такого подхода, секретарь, находясь в зале судебного заседания, фиксирует явку сторон и направляет на монитор, расположенный в зоне ожидания, приглашение их на процесс. Здесь же есть телефон для связи с секретарем судебного заседания и терминал для оплаты госпошлины.

В зоне входящей канцелярии посетитель суда может подать необходимые документы в суд. При этом специалист суда не просто ставит отметку и выдает копию заявления как раньше, а проводит регистрацию и выдает талон с номером, по которому можно в последующем через сервис «Судебный кабинет» наблюдать все движение по заявлению.

Сотрудники рецепшн дружелюбно встречают каждого посетителя, внимательно выслушав их о цели визита. Также они консультируют о возможности обращения к медиатору или адвокату. Тонко продуман дизайн кабинет медиатора: круглый стол, прозрачные стекла с напылением по центру, приглушенное освещение - все это в целом призывает посетителей к примирению. Утвержден график дежурств профессиональных медиаторов.

Во фронт-офисе постоянно работает адвокат в рамках заключенного меморандума между судом г.Астаны и коллегией адвокатов.

Определенным новшеством является информационный кабинет для ознакомления сторон с материалами дела. В нем дежурит специальный сотрудник суда, который ознакамливает стороны с информацией о прохождении их дела в суде.

Привлекает внимание и зона ожидания с рядами удобных кресел, с Wi-Fi, возможностью зарядить мобильные устройства и системой кондиционирования.

Задача фронт-офиса создать максимально комфортные условия для удобства посетителей суда: здесь все продумано до мелочей.

В заключение Ж.Асанов встретился с коллективом Сарыаркинского районного суда и обсудил с ним текущие вопросы работы. Он пожелал судьям и сотрудникам суда постоянно повышать свои профессиональные навыки и разрешать конфликты без волокиты.

Таким образом, внедрение инновационных технологий позволяет обеспечить прозрачность деятельности судебных органов, снижать бюрократию, повышать доступность услуг в области судопроизводства и предоставлять полную информацию по судебным делам всем участникам судебных дел.

 

И.Донской

Руководитель отдела информационных технологий и защиты информационных ресурсов                                   

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Актуальные новости

Логотип

О портале

Новостной портал Казахстана, только свежие новости со всего мира!

© 2025 INFOZAKON. Все права защищены.

×