Особенности привлечения несовершеннолетних к административной ответственности
Согласно части 3 статьи 28 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, “административная ответственность за правонарушения, предусмотренная статьями особенной части настоящего Кодекса, наступает, если эти правонарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с законодательством уголовной ответственности” . При этом в административном праве существует правило и о том, что в отдельных случаях необходимость привлечения лица к мерам уголовной ответственности может находиться в прямой зависимости от предшествующего поведения делинквента в области административной юрисдикции .
Согласно ст. 72 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения административного правонарушения исполнилось шестнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.
На несовершеннолетнего, совершившего административное правонарушение, может быть наложено административное взыскание с применением принудительных мер воспитательного воздействия.
При исследовании сущности административной ответственности несовершеннолетних может быть выделено различное количество ее специфических особенностей.
Считаем целесообразным акцентировать внимание на следующих особенностях административной ответственности несовершеннолетних:
а) цели административной ответственности, применяемой к несовершеннолетним, в значительной степени обусловливают меньший объем и степень лишения или ограничения прав и свобод несовершеннолетних лиц по сравнению со взрослыми правонарушителями;
б) к несовершеннолетним не могут применяться такие же меры наказания, как и для взрослых правонарушителей, например, к несовершеннолетним не применяется административный арест;
в) за совершение административных правонарушений к ответственности наряду с несовершеннолетними могут быть привлечены и их родители.
В то же время за некоторые проступки несовершеннолетние не могут быть привлечены к ответственности.
Следовательно, можно говорить о том, что несовершеннолетний возраст правонарушителя является обстоятельством, смягчающим административную ответственность.
В том случае, когда во время совершения административного правонарушения вред причинен несовершеннолетним, который достиг шестнадцатилетнего возраста и имеет самостоятельные доходы, судья имеет право принять решение о самостоятельном возмещении
несовершеннолетним причиненного вреда или обязать своим трудом устранить этот ущерб.
Ст. 73 КоАП РК установлено, что размер административного штрафа, налагаемого на несовершеннолетнего, не может быть менее одной пятой месячного расчетного показателя и не может превышать десять месячных расчетных показателей независимо от размера штрафа, предусмотренного статьей особенной части настоящего Кодекса.
Штраф уплачивается за счет имеющегося у несовершеннолетнего имущества. При отсутствии у несовершеннолетнего имущества, достаточного для уплаты штрафа, штраф налагается на родителей или лиц, их заменяющих.
Лишение специального права может налагаться на несовершеннолетних на срок не более одного года.
Другие виды административных взысканий (за исключением административного ареста), а также меры административно-правового воздействия, указанные в статьях 45 и 57 КоАП РК, применяются к несовершеннолетним, виновным в совершении административного правонарушения, на общих основаниях.
По нашему мнению, к особенным признакам административной ответственности несовершеннолетних следует также отнести:
- воспитательный характер административной ответственности, так как к несовершеннолетним в возрасте от 16 до 18 лет, как правило, применяются меры воздействия, которые не являются административными наказаниями;
- применение мер административной ответственности к несовершеннолетним в возрасте от 16 до 18 лет на общих основаниях (в случае совершения мелкого хищения, нарушения правил дорожного движения, мелкого хулиганства, злостного неповиновения законному требованию или распоряжению работника органа внутренних дел). Однако и в этих случаях не исключается применение мер, предусмотренных КоАП РК на общих основаниях, если с учетом личности нарушителя к нему целесообразнее применить именно эти меры.
Административное взыскание занимает особое место в системе мер административного принуждения. Их особенность состоит в следующем:
- они носят ярко выраженный санкционый характер, чем отличаются от других видов мер административного принуждения, которые этим качеством не обладают;
- воспитательное воздействие от их применения наиболее высоко, поскольку достигается простым, быстрым и наглядным способом;
- взыскания могут применять не только органы государственного управления, но и другие субъекты правоприменения;
- все административные взыскания налагаются на основе специального индивидуального акта управления - постановления или решения;
- наложение административных взысканий осуществляется уполномоченными на то органами полиции в определенном процессуальном порядке, при котором учитывается характер совершенного правонарушения,
личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;
- являются эффективным средством реализации института ответственность (под которой понимается обязанность гражданина или должностного лица дать отчет о своем неправомерном поведении в сфере государственного управления и понести наказание в виде административного взыскания .
При наложении административного взыскания на несовершеннолетнего, кроме обстоятельств, предусмотренных статьями 61 и 62 КоАП РК, учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц.
Несовершеннолетний возраст как смягчающее обстоятельство учитывается в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами.
Несовершеннолетний, впервые совершивший административное правонарушение, может быть освобожден судом, органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, от административной ответственности или от исполнения назначенного административного взыскания с применением к нему мер воспитательного воздействия, предусмотренных законодательством.
Привлечение несовершеннолетних лиц, которые совершили административные правонарушения, к административной ответственности осуществляется по большей части государственными органами, которые выполняют функции государственного управления в соответствующей сфере общественных отношений. Однако, по нашему мнению, перечень этих органов нуждается в пересмотре с целью уменьшения их количества.
В подавляющем большинстве случаев административная ответственность является конечным результатом контрольных
полномочий органов государственной власти, так как привлечение к административной ответственности завершает процесс реализации органом государственного управления такой функции государственного управления, как контроль.
При привлечении несовершеннолетних к административной ответственности необходимо учитывать особенности их психологического и возрастного развития.
Психологическое и возрастное развитие несовершеннолетнего является тем критерием, который, с одной стороны, определяет способность лица быть участником определенных правоотношений, в частности, тех, которые возникают по поводу совершения административного правонарушения, с другой - указывают на индивидуальные (личностные) его
характеристики.
Законодатель также устанавливает срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному взысканию – в течение года со
дня исполнения постановления о наложении административного
взыскания.
Но срок давности по отношению к несовершеннолетнему иной -шесть месяцев со дня окончания исполнения постановления о наложении административного взыскания.
Согласно ст. 76 КоАП РК несовершеннолетнему могут быть назначены следующие меры воспитательного воздействия:
1) разъяснение закона;
2) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
3) возложение обязанности загладить причиненный вред;
4) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько мер воспитательного воздействия.
В случае систематического неисполнения несовершеннолетним меры воспитательного воздействия, предусмотренной подпунктом 4) части первой настоящей статьи, специализированный государственный орган представляет материалы в суд для решения вопроса об отмене этой меры и привлечения несовершеннолетнего к административной ответственности, если не истек срок давности, установленный частью 1 статьи 703 КоАП РК.
Разъяснение закона состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и юридических последствий повторного совершения правонарушений, предусмотренных КоАП РК.
Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.
Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.
Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением транспортным средством, ограничения пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения комиссии по защите прав несовершеннолетних. В отношении несовершеннолетнего могут быть установлены особые требования к поведению правонарушителя, предусмотренные статьей 59-1 КоАП РК, а также предъявлено требование закончить обучение либо трудоустроиться с помощью комиссии по защите прав несовершеннолетних. Настоящий перечень не является исчерпывающим.
Судья
Специализированого межрайонного
Административного суда г. Астаны
Шалабаев О.С.