Особенности реализации Плана нации 100 конкретных шагов
В настоящее время в целом построена мобильная и конкурентоспособная судебная система, которая модернизируется в соответствии с общественными потребностями и государственными интересами. Также все больше актуализируются вопросы совершенствования отбора кадров на должность судьи и повышения квалификации действующих судей и работников судебной системы, что требует разработки и реализации целого комплекса взаимосвязанных мер.
Профессиональная компетентность и справедливое карьерное продвижение судьи, компетентность судей рассматривается как принцип, основное начало построения и функционирование судебной системы. Правовая подготовка судьи, его квалификация являются краеугольным камнем судейской функции. Это такой принцип, который должен определять и отбор кандидатов в судьи и продвижение их карьеры. Особо значимо то, что от степени подготовки, правовой компетентности судей зависят как прямой результат их работы – качество правосудия и судебных постановлений, так и доверие общества к судебной власти. Принимая во внимание, что от профессионализма судьи зависит благополучие гражданина, а от слаженной работы судебной системы - эффективность развития гражданского общества, одна из обозначенных Президентом задач предусматривает повышение квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на судейские должности. Требования, предъявляемые к судьям, прямо указывают на необходимость кардинальных изменений в вопросах их отбора.
Качество отправления правосудия на прямую зависит от неукоснительного соблюдения требований закона по подбору кадров на должность судьи и конечно от моральных и профессиональных качеств лица, выбравшего профессию судьи.
В данном направлении рабочей группой Национальной комиссии проведена огромная аналитическая работа, изучен опыт зарубежных стран, и с учетом национальной политики выдвинуто ряд предложений.
Поддержаны предложения о повышении до 30 лет возрастного ценза для кандидатов в судьи, что предполагает изменение Конституции страны. При этом предлагается введение пятилетнего стажа работы, непосредственно связанного с участием в судопроизводстве, для таких специальностей, как секретари судов, работники прокуратуры и адвокаты. Перечень таких должностей будет закреплен законодательно.
Ужесточение квалификационных требований, отражено в 17 –ом шаге, где говорится о необходимости внедрения системы ситуационных тестов для проверки профессиональных навыков и умений, необходимость прохождения кандидатами в судьи стажировки.
Срок стажировки магистрантов в судах предлагается увеличить до одного года. В настоящее время срок обучения в магистратуре составляет два года, где практическая часть не превышает трех месяцев. Одновременно, срок прохождения стажировки в судах других кандидатов – не магистрантов – будет также увеличен до одного года, и она будет проходить на освобожденной от основной работы основе, с выплатой стипендии в размере от 50 до 70 процентов от должностного оклада судьи.
Такие требования к кандидату в судьи вполне обоснованны, поскольку постоянное нахождение кандидата в судьи в атмосфере судебных дел, в том числе участие при изучении, подготовки дел в судебному процессу, организации работы суда как во вне, так и во внутри, позволят ему сделать правильный выбор будущей профессии, понять суть судейской должности, оценить на сколько он готов профессионально и психологически к такой ответственной работе, отсеять случайных людей. Таким образом стажировку будут проходить именно те лица, которые осознанно выбрали для себя дальнейшую работу в качестве судьи. Отмечено, что прием на стажировку будет осуществляться с учетом прогнозной потребности регионов в судейских кадрах.
Важным новшеством является введение годичного испытательного срока для вновь избранных судей. В указанный период они буду рассматривать административные дела, несложные гражданские и уголовные дела по преступлениям небольшой тяжести. По истечению испытательного срока кандидатура судьи всесторонне и предельно прозрачно будет обсуждаться на пленарном заседании областного суда.
При положительном заключении, профессиональные качества судьи будут оцениваться квалификационной комиссией судебного жюри. И лишь после этого, кандидата представят Высшему судебному совету для рекомендации для назначения указом Главы государства на постоянный срок. В случае отрицательного заключения пленарного заседания либо судебного жюри кандидатура судьи отклоняется.
Важной новеллой является и введение института поручительства за вновь назначенного судью действующим судьей, что будет дисциплинировать молодую смену.
Так же предлагается Институт правосудия из состава Академии государственного управления при Президенте РК передать в ведение Верховного суда. При этом произойдет преобразование Института в Академию правосудия и создание при ней трех институтов – магистратуры, повышения квалификации для судей и научно-исследовательского. Такое преобразование продиктовано временем, поскольку при таком подходе академия сможет реально выявлять недостатки в подготовке каждого магистранта и оперативно их устранять. Сильный профильный учебный и научно-методический центр даст возможность вести на более высоком уровне системную работу по повышению квалификации судей, а также проводить собственные научные исследования, давать экспертизу постановлениям Верховного суда и рекомендации пленарным заседаниям по ним.
В заданном направлении, предполагается преобразовать Высший судебный совет (ВСС) в постоянно действующий орган со своим штатом сотрудников, что применяется во многих западных странах. Все члены ВСС на определенный период освобождаются от своей основной работы и занимаются исключительно подбором кадров. Такой подход позитивно скажется на кадровой политике по отбору судей.
Главный специалист – секретарь судебного заседания
Есильского районного суда А.Оспанова
1 комментария