Электронное правосудие - ключевой аспект повышения доверия граждан к деятельности судебных органов в Республике Казахстан
Совершенствование судебной системы требует поиска новых подходов в достижении Казахстаном цели соответствия мировым стандартам в области правосудия и развития информационных технологий.
В Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 по 2020 годы была поставлена задача планомерной информатизации судебной системы, которая должна обеспечить информационно-правовую поддержку процессу отправления правосудия и повысить эффективность исполнения решений судов[1].
В настоящее время в судебной системе широко используются информационные технологии, которые позволяют обеспечить открытость, автоматизацию работы судов, информационную интеграцию судебной деятельности в Республике Казахстан.
В рамках реализации поставленных задач в 2014 году в судебной системе появилась услуга «Судебный кабинет». «Судебный кабинет» представляет собой единое окно доступа к сервисам судов Республики Казахстан в электронном виде.
Владельцем «Судебного кабинета» является Верховный Суд Республики Казахстан, который отвечает за создание и удаление учетных записей в «Судебном кабинете» и размещает необходимую информацию.
Пользователями «Судебного кабинета» являются любые физические и юридические лица для отправления обращений или получения информации по судебным делам и материалам в рамках действующего законодательства Республики Казахстан.
Сервис дает возможность гражданам:
- подать в суд исковые заявления, апелляционные жалобы, ходатайства о пересмотре судебных актов в касационном порядке в форме электронного документа;
- произвести онлайн оплату госудасртвенной пошлины;
- отправить письма в судебные органы, не относящиеся к судопроизводству и обращениям граждан;
- отправить обращения в Судебные органы Республики Казахстан в соответствии с Законом Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц»;
- получить копии судебных актов для проставления апостиля. Апостилированный документ выдается в Государственной корпорации «Правительство для граждан»;
- посредством форума «Талдау» доступна информация по обеспечению мониторинга качества судебных актов, анализа результатов текущей деятельности судов[2].
Простота и доступность обеспечена пользователям "Судебного кабинета» по использованию онлайн-сервисов «Банк судебных актов", "Ознакомление с судебными документами", "Графики рассмотрения судебных дел", "Просмотр документов к извещению", "Судебная повестка".
В настоящее время зарегистрировано более 180 тысяч пользователей сервиса «Судебный кабинет». Ежегодно выкладываются в свободном доступе более 1 миллиона дел.
«Судебный кабинет» постоянно совершенствуется, внедряются новые услуги для упрощения доступа к правосудию.
В 2017 году был открыт Ситуационный центр, который в режиме реального времени круглосуточно отслеживает более 705 показателей по работе судов и дистанционно наблюдает за всеми судебными процессами по стране.
Использование системы "Судебный кабинет»:
- упрощает судопроизводство посредством электронного взаимодействия;
- снимает бюрократические барьеры;
-снижает подверженность коррупции, путем минимизации контактов граждан с сотрудниками судебной системы;
- способствует совершенствованию правовой культуры граждан;
- позволяет более эффективно защищать гражданам свои конституционные права;
- создает условия для быстрого получения информации о деятельности судов для всех членов правового сообщества и СМИ.
- обеспечивает оперативность, доступность и прозрачность судебной системы;
- позволяет существенно экономить материальные и временные затраты.
Об эффективности «Судебного кабинета» свидетельствуют факты, что в 2016 году 80% исков поступили в электронном виде, в 2017 году доля заявлений, поданных в суды в электронном виде, составила уже более 91%.
Это говорит о том, что сервис «Судебный кабинет» широко применяется населением и содействует эффективной работе адвокатов, судей и специалистов судов.
Благодаря электронному извещению на 76% снизилось количество дел, рассмотренных в заочном производстве.
В рамках реализации Плана нации[3] достигнута 100 % оснащение судов системами аудио-видео фиксации судебных процессов. В результате в 2 раза сократились жалобы на действия судей.
В 2017 году посредством использования «Судебного кабинета» было проведено онлайн-тестирование, в котором приняли участие 16,5 тысяч респондентов, пользователей электронным сервисом.
Согласно проведенному опросу 87% респондентов считают, что внедрение информационных технологий делает правосудие более доступным. 87,4% считают, что применение системы аудио-видео фиксации в судах повышает качество рассмотрения дел.
Таким образом, внедрение электронных технологий в деятельность судебных органов способствует формированию и развитию национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан, что в свою очередь, способствует росту доверия граждан к правосудию.
Ебенбаева Эльмира Ебенбаевна
Судья специализированного межрайонного экономического суда города Астаны