Работа с обращениями граждан и порядок составления ответов в судах
По статье 6 «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» Закона Республики Казахстан обращение должно адресоваться субъекту или должностному лицу, в компетенцию которого входит разрешение поставленных в обращении вопросов. В обращении физического лица указываются его фамилия, имя, а также по желанию отчество, индивидуальный идентификационный номер (при его наличии), почтовый адрес, юридического лица – его наименование, почтовый адрес, бизнес-идентификационный номер. Обращение должно быть подписано физическим лицом или представителем юридического лица. При подаче жалобы указываются наименование субъекта или должность, фамилии и инициалы должностных лиц, чьи действия обжалуются, мотивы обращения и требования. Заявителю, непосредственно обратившемуся письменно к субъекту, выдается талон с указанием даты и времени, фамилии и инициалов лица, принявшего обращение.
Обращения подлежат обязательному приему, регистрации, учету и рассмотрению. Отказ в приеме обращения запрещается.
Учет обращений физических и юридических лиц, поступающих в государственные органы, органы местного самоуправления, юридические лица со стопроцентным участием государства, осуществляется в порядке, установленном государственным органом, осуществляющим в пределах своей компетенции статистическую деятельность в области правовой статистики и специальных учетов.
Обращения физических и юридических лиц, поступившие по общедоступным информационным системам и соответствующие требованиям законодательства Республики Казахстан об электронном документе и электронной цифровой подписи, подлежат рассмотрению в порядке, установленным Законом.
Обращение физического и (или) юридического лица, для рассмотрения которого не требуются получение информации от иных субъектов, должностных лиц либо проверка с выездом на место, рассматривается в течение пятнадцати календарных дней со дня поступления субъекту, должностному лицу.
Обращение физического и (или) юридического лица, для рассмотрения которого требуются получение информации от иных субъектов, должностных лиц либо проверка с выездом на место, рассматривается и по нему принимается решение в течение тридцати календарных дней со дня поступления субъекту, должностному лицу.
В тех случаях, когда необходимо проведение дополнительного изучения или проверки, срок рассмотрения продлевается не более чем на тридцать календарных дней, о чем сообщается заявителю в течение трех календарных дней со дня продления срока рассмотрения. Срок рассмотрения по обращению продлевается руководителем субъекта или его заместителем.
Важно знать – анонимные обращения не рассматриваются.
Итак, физические и юридические лица могут оставлять обращения в канцелярии суда, отправить по почте, а также пользуясь новшествами IT- технологии с помощью «Судебного кабинета» имея лишь действующую электронную цифровую подпись.
Кроме того, можно устно обращаться на приеме граждан.
Изучение практики рассмотрения жалоб и обращений показало, что в целом Есильским районным №2 судом обеспечивается соблюдение требований законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан, проводились проверки их обоснованности, по результатам которых заявителям давались ответы.
В суде установлен график личного приема граждан председателем суда. Информация о времени приема граждан в суде размещена в СМИ и на стенде, на веб-сайте суда. С целью недопущения длительного ожидания гражданами личного приема максимально используется предварительная запись на прием к руководству суда. Исключены случаи отмены приема граждан по причине временного отсутствия лиц, осуществляющих прием, за счет их замены компетентными лицами суда, имеющими право решать поставленные вопросы.
С целью повышения юридической грамотности населения, участников правоотношений, представителей субъектов предпринимательской деятельности по вопросам применения норм материального и процессуального права учебным центром проводятся семинары, выездные приемы граждан, как в областном, так и в районном масштабе.
Вся информация о проводимых судом мероприятиях печатается в республиканских, областных и районных периодических изданиях и освещается в областных и региональных телепередачах, размещается на сайте суда, а также в информационном киоске суда.
Следует отметить, что работа в Есильском районном №2 суде с обращениями граждан ведется в строгом соответствии с действующим законодательством. Все поступающие в суд обращения находятся под личным контролем председателя суда и рассматриваются своевременно.
Главный специалист районного суда №2 Есильского района г.Астаны Салтанат Утешева.