Отдельные вопросы реализации Плана Нации «100 конкретных шагов» в судебной системе Республики Казахстан
Вторая глава Плана нации «100 конкретных шагов - современное государство для всех», предложенного Президентом Республики Казахстан Н. Назарбаевым для развития государства и социальной модернизации: «Обеспечение верховенства закона» состоит из 18 конкретных шагов-предложений, из которых 11 шагов - основные направления дальнейшего совершенствования судебной системы и судопроизводства.
В настоящее время можно смело говорить о полной реализации Плана в части, касающейся судебной системы, поскольку мероприятия направленные на применение новых подходов к современным реалиям развития общества, к обеспечению верховенства закона, дальнейшего повышения эффективности и прозрачности судебной системы, росту общественного доверия к институту правосудия, влиянию общественности на его формирование, определенные Планом, исполнены.
Так, с 2016 года суды перешли к трехуровневой судебной системе, в настоящее время успешно работают суды первой инстанции – районные и приравненные к ним суды, затем апелляционные суды – областные и приравненные к ним суды, в кассационном порядке дела рассматриваются Верховным Судом Республики Казахстан.
Указанная реформа позволяет обеспечить единообразное применение судами законов, что является одним из важнейших условий эффективной защиты права и охраняемых законом интересов, а также сохранения единого и стабильного правового режима в стране; а кроме того, сократить время прохождения дел в судах и повысить ответственность судей местных судов за качество принимаемых судебных актов.
Следует отметить, что судьи первой инстанции рассматривают дела единолично. В апелляционной инстанции жалобы и ходатайства прокурора на судебные акты суда первой инстанции рассматриваются коллегиальным составом из трех судей, чем обеспечивается объективность при апелляционном пересмотре.
Кроме того, процессуальным законом установлены категории дел, по которым разрешение споров завершается на апелляционной инстанции, т.к. решения, принятые областным и приравненным судом являются окончательными, в кассационном порядке не обжалуются.
Отдельные категории гражданских дел согласно норм Гражданского процессуального кодекса, введенного в действие с 01.01.2016 года, рассматриваются в упрощенном (письменном) порядке.
Дела в порядке упрощенного (письменного) производства рассматриваются судьей в месячный срок со дня принятия заявления, этот срок продлению не подлежит. Дела данной категории рассматриваются без вызова сторон.
Указанные новеллы обеспечивают оперативность разрешения судебных дел.
В настоящее время в целях точного фиксирования хода судебного разбирательства, а также в целях установления фактических данных в гражданском, уголовном судопроизводстве, производстве по делам об административных правонарушениях во всех судах города Астаны, как первой, так и апелляционной инстанции все судебные заседания проводятся с применением аудио- видео фиксации.
Обсуждаемым Планом предусмотрены шаги по созданию корпуса высокопрофессиональных и отвечающих всем предъявляемым этическим нормам судей.
В рамках дальнейшего развития судебной системы выделено направление по совершенствованию системы отбора судей, которое предполагает комплекс мер, направленных на то, чтобы прийти именно к ожидаемым результатам.
Совершенно правильно внесены изменения в действующее законодательство по повышению возрастного ценза кандидатов в судьи с 25 до 30 лет, ужесточены требования к стажу работы (с 2-х до 5 лет), связанной с участием в судопроизводстве (секретари судебных заседаний, прокуроры и адвокаты, участвующие в судебных процессах).
С целью получения необходимых знаний и практических навыков увеличен срок прохождения стажировки кандидатов в судах до одного года.
Кандидаты в судьи проходят стажировку с отрывом от производства, к тому же стажировка оплачивается из государственного бюджета в размере 70% от заработной платы судьи.
Такая стажировка позволяет проверить способность применять полученные знания на практике, умение излагать свои мысли в проектах судебных актов, узнать деловые качества кандидата.
Также стажировка помогает самому стажеру окончательно утвердиться в своем выборе, определиться готов ли он посвятить себя сложной работе судьи.
По результатам прохождения стажировки пленарное заседание областного или приравненного к нему суда с учетом общего уровня образования, профессиональных навыков, отношения к своим служебным обязанностям, качества изготовления проектов судебных актов, возможности адаптации с большой моральной нагрузкой, стажеру дается положительное или отрицательное заключение.
Полагаем, столь тщательная подготовка кандидатов на должность судьи даст положительные результаты и поднимет общий уровень судейского корпуса страны.
Институт правосудия выведен из состава Академии государственного управления и передан в ведение Верховного Суда. Институт осуществляет подготовку магистрантов, а также обеспечивает повышение квалификации действующих судей.
Одним из важнейших этапов проверки готовности судьи к выполняемой работе является оценка профессиональной деятельности вновь назначенных судей, которая проводится Судебным жюри через один год после назначения лица на судейскую должность.
Во исполнение Плана нации на 7 съезде судей принят новый Кодекс судебной этики, его содержание отвечает современным требованиям. Настоящий Кодекс устанавливает для действующих судей и судей, пребывающих в отставке, этические нормы и правила поведения.
Все новеллы, касающиеся судебной системы, принятые в целях реализации Плана Нации «100 конкретных шагов» являются своевременными, направленными на обеспечение верховенства закона, дальнейшего повышения эффективности и прозрачности судебной системы, росту общественного доверия к институту правосудия.
Судья суда г.Астаны
А. Жакупова