Порядок и правила подачи электронного заявления в суд
Для подачи заявления через портал «электронного правительства» Республики Казахстан www.e.gov.kz заявитель должен иметь электронно-цифровую подпись (далее ЭЦП), которую он может получить, обратившись в центр обслуживания населения.
Затем, в разделе «Электронные услуги» Верховного суда РК, заявителю необходимо заполнить заявление установленной формы.
При составлении заявления необходимо выбрать суд, в который будет подано заявление – по месту прописки/жительства ответчика, также необходимо указать характер заявления, категорию дела, сумму госпошлины.
Исковое заявление должно быть оформлено в надлежащем виде (в формате .doc), и приложено при отправке запроса на подачу искового заявления. При отсутствии приложенного файла с исковым заявлением исковое заявление не будет принято в обработку.
Оплата государственной пошлины производится через платежный шлюз «электронного правительства». Заявителю необходимо выбирать способ оплаты государственной пошлины: платежная карточка или банковский счет.
В платежной системе заявителем вводятся реквизиты платежной карточки или банковского счета и подтверждается запрос на оплату, базой проверяется корректность введенных данных и наличие средств для проведения оплаты.
При положительном результате база обрабатывает платеж. Платежный шлюз «электронного правительства» сохраняет сведения о платеже и предоставляет заявителю электронный чек с реквизитами платежа и уникальным кодом платежа, который он может сохранить или распечатать, приобщив к исковому заявлению.
После заполнения формы истец подписывает заявление своей ЭЦП, после чего данное исковое заявление направляется в указанный истцом суд.
В суд данное исковое заявление поступает по программе «ЕАИАС СО», в журнал входящей корреспонденции, во вкладе «ожидают регистрации».
Специалист канцелярии, ответственный за регистрацию заявлений, просматривает и проверяет электронное заявление, проверяет наличие вложений электронных документов, указывает подразделение, присваивает индекс журнала, дату передачи, кому передано, распечатывает заявление, ставит на нем штамп суда, также распечатываются все приложения. Кроме того, специалистом осуществляется автоматизированное распределение дела, и после резолюции председателя дело передается на рассмотрение судье.
Судья рассматривает заявление в установленном законом порядке, Процессуальный документ, вынесенный по полученному заявлению, подписанный электронной цифровой подписью судьи, через «ЕАИАС СО» и портал «электронного правительства» в течение 5 дней направляется в электронный «личный кабинет» заявителя.
Заявитель (истец) имеет возможность мониторинга процесса по отправленному заявлению через справочник по судебным делам, где, указав наименование области, наименование суда, номер электронного заявления, который был получен через ПЭП, может узнать результаты движения дела (даты назначения судебных заседаний, ознакомление с протоколом судебного заседания).
Также через портал «электронного правительства» заявитель (истец) имеет возможность подать заявление на предоставление протокола судебного заседания с электронно-цифровой подписью и перенесения замечаний на протокол судебного заседания.
Ведущий специалист Сарыаркинского районного суда г. Астаны
Абдулкасимова Д.А.