Не уважение к суду

Не уважение к суду

Согласно статье 119 ГПК меры ответственности за проявление неуважения к суду применяются судом в целях реализации конституционного принципа равенства всех перед судом и задач правосудия.

В соответствии с нормативным постановлением Верховного Суда Республики Казахстан «О некоторых вопросах применения законодательства о судебной власти в Республике Казахстан» от 14 мая 1998 года (п.9) за проявление неуважения к суду, если оно не содержит другого специального административного правонарушения или преступления, виновные лица несут

административную ответственность по статьи 653 КоАП Республики Казахстан, в соответствии с которой неуважением к суду признаются любые действия, свидетельствующие о явном пренебрежении к суду или установленным в суде правилам.

Общеизвестно, что правонарушение может быть совершено, как во время судебного заседания, так и вне судебного заседания.

В соответствии с ч. 1 ст. 684 КоАП административные дела по ст. 653 КоАП, рассматриваются судьями специализированных районных и приравненных к ним административных судов.

Согласно ч. 3 этой же статьи, дела по  фактам проявления неуважения к суду со стороны присутствующего в процессе лица, установленных в ходе судебного разбирательства, рассматриваются судьями Верховного Суда, областных, районных и приравненных к ним судов.

Вместе с тем хотелось бы отметить, что зачастую, административные дела по  фактам проявления неуважения к суду со стороны присутствующего в процессе лица, установленных в ходе судебного разбирательства, районными судами г. Астаны направляются для рассмотрения в Специализированный межрайонный административный суд г. Астаны, тем самым, нарушая установленную КоАП подведомственность дел об административных правонарушениях.

В целях исключения подобных фактов, считаем необходимым разъяснить районным судам порядок рассмотрения дел, предусмотренных ст. 653 КоАП.

Так, установив в судебном заседании факт неуважения к суду со стороны участников процесса, а также со стороны присутствовавших в зале судебного заседания лиц и желая прилечь указанное лицо за эти действия к административной ответственности, суд (судья) должен действовать следующим образом:

  1. Объявить об установлении со стороны конкретного физического лица факта неуважения к суду, разъяснив при этом всем участникам процесса, в чем суд видит указанное нарушение, установить данные о личности указанного лица, необходимые для исполнения принятого решения, после чего на месте (или после удаления в совещательную комнату) вынести и

огласить постановление о наложении на виновное лицо административного взыскания.

  1. Если постановление о наложении административного взыскания на виновное лицо вынесено на месте, суд обязан разъяснить подвергшемуся наказанию лицу, когда им (председательствующим) будет изготовлено мотивированное постановление в письменном виде и когда его копия будет вручена правонарушителю, с обязательным разъяснением права на обжалование данного постановления. В таких случаях мотивированное постановление о наложении административного взыскания должно быть составлено не позднее суток со дня его вынесения.
  2. Если суд, удалившись в совещательную комнату и возвратившись из нее, сразу же огласил мотивированное постановление о наложении на виновное лицо административного взыскания, он обязан разъяснить подвергшемуся наказанию лицу, когда ему будет вручена копия постановления, с обязательным разъяснением права на его обжалование.
  3. Действия суда (судьи), изложенные в подпункте 1-3, в обязательном порядке должны быть отражены секретарем судебного заседания в протоколе судебного заседания. В протоколе судебного заседания также в обязательном порядке должно быть указано, когда председательствующим будет изготовлено письменное мотивированное постановление и когда его копия будет вручена виновному лицу, а также сроки обжалования постановления о

наложении на него административного взыскания. При истечении срока на обжалование секретарем судебного заседания выписывается исполнительный лист.

  1. При получении от подвергшегося административному взысканию лица жалобы на вынесенное судом постановление, председательствующий и секретарь судебного заседания, выполнив все необходимые в таких случаях требования, оформляют материал, в котором в обязательном порядке должны быть выписка из протокола судебного заседания, касающаяся наложения административного взыскания, подписанная секретарем судебного заседания и председательствующим, подлинник и копия мотивированного постановления о наложении административного взыскания, жалоба правонарушителя на постановление суда, соответствующие извещения о поступлении жалобы, опись приложенных документов, после чего в соответствии с установленными законом сроками указанный материал должен быть направлен на рассмотрение апелляционной инстанции.
  2. После рассмотрения материала в апелляционной инстанции и возвращении его в суд все документы подшиваются и хранятся при соответствующем деле. Секретарем судебного заседания выписывается исполнительный лист.

Несколько иначе выглядит порядок наложения административного взыскания вне судебного заседания. Здесь необходимо иметь в виду следующее:

  1. Административное производство возбуждается по заявлению судьи или специалиста суда, а также по рапорту судебного пристава соответствующего суда, ставших свидетелями факта административного правонарушения, поданных на имя председателя суда, с описанием самого административного правонарушения, совершенного на территории суда, но вне судебного заседании.
  2. После резолюции председателя соответствующего суда (или лица, его временно заменяющего) заявление (рапорт) передается судебному приставу суда для составления протокола об административном правонарушении (образец протокола прилагается).
  3. Судебным приставом отбираются объяснения потерпевшего, если правонарушение совершено в отношении конкретного лица (работника суда и т.п.), свидетелей, очевидцев совершенного правонарушения, которые прилагаются к протоколу, после чего составляется сам протокол об административном правонарушении, копия которого вручается под роспись

правонарушителю.

  1. В необходимых случаях приобщается акт медицинского освидетельствования правонарушителя, находившегося в здании суда в алкогольном или наркотическом опьянении. Здесь может возникнуть опрос, а как быть судам если правонарушитель, к примеру отказывается назвать свою фамилию. В случаях, если у правонарушителя отсутствуют необходимые документы, удостоверяющие его личность, или он отказывается называть свои анкетные данные (в том числе свой ИИН), необходимые для оформления протокола, судебный пристав, по нашему мнению, на основании статьи 785 КоАП сообщает об этом в местный отдел полиции, который в пределах своей компетенции в целях установления личности подозреваемого в совершении административного правонарушения применяет в отношении данного лица меры обеспечения производства по делу об административном

правонарушении, в том числе доставление к месту составления протокола об

административном правонарушении, административное задержание физического лица, привод, изъятие документов, удостоверяющих личность, медицинское освидетельствование физического лица на состояние алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения.

  1. После составления протокола об административном правонарушении судебным приставом оформляется административный материал, в который подшиваются все собранные по делу документы (объяснения, акты, справки и т.п.), с обязательным составлением описи всех документов, находящихся в этом административном деле.
  2. Составленный судебным приставом административный материал в отношении правонарушителя передается председателю суда (или лицу, его временно заменяющему), который, проверив правильность его оформления, с сопроводительным письмом направляет

его в специализированный административный суд для рассмотрения по существу, если таковой на территории района отсутствует, то со своей резолюцией направляет в канцелярию суда для его регистрации и передачи одному из судей суда на рассмотрение по существу.

  1. Рассмотрение данного административного материала в специализированном административном суде или районном суде происходит в общем порядке по правилам КоАП. Рассмотрение дел об административных правонарушениях - это основная стадия производства по делам о них, на ней решаются важнейшие задачи этого производства. Эти задачи заключаются в установлении виновных и обеспечении правильного применения законодательства с тем, чтобы до каждого правонарушителя были применены справедливые меры административного воздействия.

Сроки рассмотрения дел регламентируются статьи 817 КоАП. В большинстве случаев дела об административных правонарушениях рассматриваются в течение 15 суток со дня получения судьей, органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, протокола об

административном правонарушении и других материалов дела.

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Исследования доказательств по делу осуществляется в соответствии с требованиями статьи 766 КоАП, в которой определяются обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении:

1) событие и предусмотренные настоящим Кодексом признаки состава

административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправное деяние (действие либо бездействие), за которое

настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность;

3) виновность физического лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, влекущие освобождение от административной ответственности;

7) причины и условия, способствовавшие совершению административного

правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются законно полученные фактические данные, на основе которых в установленном настоящим Кодексом порядке судья или орган (должностное лицо), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие деяния, содержащего все признаки состава административного правонарушения, совершение или несовершение этого деяния лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, виновность либо невиновность данного лица, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Фактические данные, указанные в части первой настоящей статьи, устанавливаются: объяснениями лица, привлекаемого к административной ответственности; показаниями потерпевшего, свидетелей; заключениями и показаниями эксперта, специалиста; вещественными доказательствами; иными документами; протоколами об административном правонарушении и протоколами процессуальных действий, предусмотренными КоАП.

Решение о наложении административного взыскания оформляется во всех случаях в виде отдельного мотивированного постановления. Постановление окончательно оценивает поведение лица, привлекаемого к ответственности, устанавливает ее виновности или, наоборот, невиновность, определяет меры административного воздействия.

Согласно статье 759 КоАП прокурор в обязательном порядке извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним лицом, а также правонарушении, влекущем административный арест.

Судам следует иметь в виду, что материалы о проявлении неуважения к суду должны рассматриваться с обязательным участием прокурора.

В целях верного определения подведомственности, а также соблюдения законности  при рассмотрении указанных дел в дальнейшем, считаем необходимым распространить среди районных судов  настоящее письмо.

 

Судья Специализированного межрайонного административного суда г.Астаны

Қайырбек Н.К.

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 3

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Актуальные новости

Логотип

О портале

Новостной портал Казахстана, только свежие новости со всего мира!

© 2024 INFOZAKON. Все права защищены.

×