Практическая реализация Плана нации «100 конкретных шагов»
Второй Президентской реформой, означенной в Плане нации «100 конкретных шагов», является обеспечение верховенства закона.
В обеспечение верховенства закона успешно реализован 16 шаг, предусматривающий оптимизацию инстанций судебной системы, формирование судейского корпуса основано на новых принципах, в соответствии с 17 шагом. Так, существенно ужесточены квалификационные требования и механизмы отбора кандидатов на должность судьи, предусмотрено прохождение обязательной годичной стажировки непосредственно в судах, в конечном итоге, данные меры направлены на качественное формирование судейского корпуса.
Во исполнение 18 шага Программы выделен институт Правосудия из структуры Академии государственного управления в целях усиления взаимосвязи обучения и судебной практики.
Внедрение аудио-видео-фиксации (АВФ) всех судебных процессов в обязательном порядке способствует сокращению временных затрат на изготовление письменных протоколов, в разы сократилась подача заявлений участников судебного разбирательства с замечаниями на протокол судебного заседания, что является показателем повышения доверия к судебной системе.
Одним из шагов Плана нации является создание отдельного судопроизводства по инвестиционным спорам, по которым в настоящее время нарабатывается судебная практика.
В Верховном Суде создана Специализированная судебная коллегия, рассматривающая гражданские дела по инвестиционным спорам.
Суд города Астаны по правилам суда первой инстанции рассматривает и разрешает гражданские дела по инвестиционным спорам, кроме дел, подсудных Верховному Суду Республики Казахстан, а также по иным спорам между инвесторами и государственными органами, связанным с инвестиционной деятельностью инвестора.
Хотелось бы несколько подробнее остановиться на 26 шаге Программы - сокращение участия прокурора в суде по гражданским правовым спорам для упрощения судебных процедур и внесению соответствующих поправок в гражданско-процессуальный закон.
2017 год ознаменовался внесением изменений в Основной закон нашей страны – Конституцию Республики Казахстан.
В статью 83 Конституции, регламентирующей понятие, основы деятельности прокуратуры, внесены существенные коррективы.
Так, «прокуратура от имени государства осуществляет в установленных законом пределах и формах высший надзор за соблюдением законности на территории Республики Казахстан, представляет интересы государства в суде и от имени государства осуществляет уголовное преследование».
В целях дальнейшей реализации реформ 30 июня 2017 года принят Закон республики Казахстан «О прокуратуре».
В соответствии с новой концепцией роли прокуратуры в государстве предусматриваются три формы надзора: проверка, анализ, оценка правовых актов, вступивших в законную силу.
Далее, в целях приведения в соответствие уголовно-процессуального и гражданского процессуального законодательства с конституционными изменениями, 11 июля 2017 года принят Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам их приведения в соответствие с нормами Конституции РК.
В частности, данным законом в статью 54 ГПК Республики Казахстан, регламентирующей участие прокурора в гражданском судопроизводстве, внесены существенные изменения.
Так, в силу действующей редакции, теперь прокурор осуществляет высший надзор за законностью судебных актов, вступивших в законную силу.
Ограничено и участие прокурора непосредственно в судебном разбирательстве.
Так, в силу ч. 2 ст. 54 ГПК участие прокурора в гражданском судопроизводстве обязательно по делам, затрагивающим интересы государства, когда требуется защита общественных интересов или граждан, которые не могут самостоятельно себя защищать, а также когда необходимость участия прокурора признана судом.
До нововведений необходимость участия в любом гражданском деле могла быть признана и прокурором, теперь же в тех случаях, когда участие прокурора по закону не является обязательным, по своей инициативе вступить в разбирательство прокурор не имеет полномочий и возможность участия в таких гражданских делах прокурора возможно только по исключительной инициативе суда.
Таким образом, законотворческая работа по внесению изменений в процессуальное законодательство в целях реализации 26 шага Программы проведена, что соответствует тенденции минимализации вмешательства прокуратуры как надзирающего органа в спектр частных интересов.
Судья суда города Астаны
А.К. Рамазанова