Порядок подачи электронных заявлений посредством сервиса «Судебный кабинет»
Внедрение в деятельность судебной системы современных информационных технологий – одно из основных мероприятий для обеспечения широкого доступа населения к судебной информации. Верховным Судом Республики Казахстан в июне месяце 2014 года внедрён сервис «Судебный кабинет», который предоставляет пользователям возможность, не выходя из дома, или офиса, подать в суд исковое заявление, заявление, жалобу, обращение, отзыв, встречный иск или обращение.
Физические лица и их представители, представители юридических лиц вправе представлять в суд электронные документы, посредством заполнения электронных форм, размещенных в сервисе «Судебный кабинет». Для этого указанным лицам необходимо зарегистрироваться в сервисе «Судебный кабинет».
При регистрации лицо ознакамливается с пользовательским соглашением. Принятие условий пользовательского соглашения означает дачу согласия лицом на получение документов (судебных актов, извещений, оповещений, писем) в электронном виде посредством сервиса «Судебный кабинет».
Документы на бумажном носителе направляются пользователю при подаче им электронного ходатайства посредством соответствующего сервиса.
Лицо, зарегистрированное в сервисе «Судебный кабинет», является пользователем системы подачи электронных документов.
Авторизация в сервисе «Судебный кабинет» осуществляется с помощью ИИН или БИН и пароля. При подаче документов представителем юридического лица авторизация осуществляется посредством БИН.
Пользователи сервиса подачи электронных документов после прохождения процедуры авторизации в сервисе «Судебный кабинет» могут обратиться в суд с:
1) исковым заявлением;
2) заявлением об обеспечении иска;
3) отзывом;
4) встречным иском;
5) заявлением о вступлении в дело;
6) замечаниями на протокол судебного заседания;
7) замечаниями на аудио- или видеозапись и краткий протокол судебного заседания;
8) заявлением о выдаче копий судебных актов;
9) заявлением о направлении исполнительного листа в органы юстиции;
10) заявлением о повторной выдаче копий (дубликатов) судебных актов;
11) заявлением о выдаче дубликата исполнительного листа;
12) заявлением о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений арбитража, третейского суда и иностранных судов;
13) заявлением о восстановлении пропущенного срока;
14) о защите избирательных прав граждан и общественных объединений, участвующих в выборах, референдумах;
15) заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) местных исполнительных органов, нарушающих права граждан на участие в уголовном судопроизводстве в качестве присяжного заседателя;
16) заявлением об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих;
17) заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение;
18) заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;
19) заявлением о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным;
20) заявлением о помещении несовершеннолетнего в специальную организацию образования или организацию образования с особым режимом содержания;
21) заявлением о признании движимой вещи бесхозяйной;
22) заявлением о признании права коммунальной собственности на недвижимое имущество;
23) заявлением об усыновлении или удочерении несовершеннолетнего ребенка;
24) заявлением о признании продукции иностранного средства массовой информации, распространяемой на территории Республики Казахстан, содержащей информацию, противоречащую законодательным актам Республики Казахстан, незаконной;
25) заявлением об установлении неправильности записи в книгах записей актов гражданского состояния;
26) жалобой на нотариальные действия или отказ в их совершении;
27) заявлением о признании утраченного документа недействительным и о восстановлении прав по нему;
28) заявлением об обжаловании решения третейского суда;
29) заявлением о восстановлении судебного производства;
30) заявлением о восстановлении утраченного исполнительного производства;
31) ходатайством об обжаловании решения арбитража;
32) апелляционной/частной жалобой;
33) кассационной жалобой;
34) ходатайством о пересмотре судебного акта в порядке надзора;
35) заявлением о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам;
36) др. обращениями.
Подаваемые в суд документы загружаются в текстовом формате (шрифт 14 Times New Roman, полуторный интервал). Каждый документ должен быть загружен в систему подачи электронных документов в виде отдельного файла. Количество файлов должно соответствовать количеству документов, подаваемых в суд. Формат файла, загружаемого пользователем должен соответствовать *doc, *docx, *pdf, *jpeg. Максимальный размер каждого файла не должен превышать 10 МВ.
Пользователь системы подачи электронных документов осуществляет выбор раздела «Исковое заявление (заявления)» и вид обращения.
После выбора вида обращения пользователь, заполняет форму электронного искового заявления (заявления), в которой указываются следующие данные:
1) область;
2) суд, в который подается исковое заявление (заявление);
3) в случае освобождения от уплаты государственной пошлины в судах:
- в поле «не оплачивать» проставляется отметка;
- указывается категория дел/истцов, освобожденных от государственной пошлины в соответствии со статьей 541 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)»;
4) сумма государственной пошлины;
5) в случае онлайн-оплаты государственной пошлины посредством платежного шлюза «электронного правительства» заполняется поле «онлайн-платеж»;
6) загружается скан-копию квитанции об оплате;
7) характер заявления;
8) категория дела;
9) общая сумма спора;
10) стороны процесса.
В случае оплаты государственной пошлины через банки второго уровня, посредством электронных терминалов, банкоматов и прочих электронных устройств пользователь загружает в систему подачи электронных документов копию платежного документа (платежные поручения, квитанции, чеки и др.) об оплате государственной пошлины.
Пользователь заполняет данные об истце (для физических или юридических лиц) и данные об ответчике, являющимся физическим или юридическим лицом. Если истцами или ответчиками выступают несколько лиц, указывается информация о каждом из них.
К электронному исковому заявлению (заявлению) прилагаются копии документов в электронной форме. Пользователь загружает в систему подачи электронных документов соответствующие файлы. По завершении загрузки файлов пользователь осуществляет проверку правильности введенных данных, используя возможность их исправления.
Оплата государственной пошлины посредством платежного шлюза «электронного правительства» (далее – ПШЭП) производится после заполнения формы электронного искового заявления (заявления). Платежный документ автоматически загружается в форму электронного искового заявления (заявления) в формате *pdf. Исковое заявление (заявление) после удостоверения электронной цифровой подписью пользователя передается в информационную систему судебных органов Республики Казахстан. Требования к форме и содержанию подаваемых исковых заявлений устанавливаются статьями 150 и 151 ГПК. Подтверждением отправки искового заявления (заявлений) является формирование талона об отправке. Подтверждением регистрации искового заявления (заявлений) является формирование талона о регистрации.
В случае отклонения регистрации поданного искового заявления (заявления) пользователь может дополнительно направить необходимые документы, воспользовавшись функцией «Отправить дополнительные документы».
Для подачи апелляционной/частной жалобы пользователь осуществляет выбор сервиса «Апелляционная/частная жалоба» в разделе «Пересмотр судебных актов», и по какому делу подается апелляционная/частная жалоба. Затем заполняет соответствующую форму электронной апелляционной/частной жалобы.
Пользователь загружает в систему подачи электронных документов файлы, содержащие апелляционную/частную жалобу и документы, прилагаемые к ней. По завершении загрузки файлов пользователь осуществляет проверку правильности введенных данных, используя возможность их исправления.
Апелляционная/частная жалоба после удостоверения электронной цифровой подписью пользователя передается в информационную систему судебных органов Республики Казахстан. Требования к содержанию апелляционных жалоб устанавливаются статьей 335 ГПК и статьей 423 УПК. Подтверждением отправки апелляционной/частной жалобы является формирование талона об отправке. Подтверждением регистрации апелляционной/частной жалобы является формирование талона о регистрации.
В случае отклонения регистрации поданной апелляционной/частной жалобы пользователь может дополнительно направить необходимые документы, воспользовавшись функцией «Отправить дополнительные документы».
Во исполнение поручений главы об упрощении судопроизводства и исключении бумажной волокиты Верховным Судом Республики Казахстан реализуются проект «Судебный кабинет», который функционирует во всех аспектах судопроизводства. Данное новшество дало людям возможность не выходя из дома подавать заявления в суд, тем самым удовлетворяя собственные интересы в обращении в суд.
Главный специалист-секретарь судебного заседания
Сарыаркинского районного суда города Астаны
Куспанов Айбол Адаевич.
1 комментария