Систематизация законодательства в сфере предпринимательства Республики Казахстан: состояние и перспективы
В приоритетных направлениях развития общества, поставленных Президентом страны Н. Назарбаевым в своих Посланиях народу Казахстана, центральное место занимает экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике и реальной конкуренции с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений.
Казахстанский бизнес - это тот сектор экономики, который в буквальном смысле порожден реформами. Периодом зарождения в стране цивилизованного бизнеса можно смело назвать 1997 год, когда был принят Указ Президента страны от 07.07.1997 г. №3589 «О приоритетных и региональных программах поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Казахстан. С тех пор приоритетное развитие его является неотъемлемой частью государственной политики и с ним же связано большинство кардинальных изменений в обществе.
Конституция Республики Казахстан как основной закон предоставляет право на свободу предпринимательской деятельности, гарантирует равное право защиты частной собственности наряду с государственной собственностью.
Предпринимательская деятельность – это вид хозяйственной деятельности, представляющей собой самостоятельную, инициативную деятельность субъекта предпринимательской деятельности, направленную на получение прибыли (дохода).
Предприниматель по своей инициативе организует свое дело, свой бизнес. При этом он не подвергается и не может подвергаться какому-либо принуждению. Сказанное не означает, что предприниматель вообще свободен от государственного регулирования. Однако именно государство обеспечивает свободу и неприкосновенность предпринимательской деятельности, гарантирует ее от вмешательства государственных органов, а также других хозяйствующих субъектов гражданского оборота. Право на свободу предпринимательской деятельности гарантировано государством, но эта гарантия касается только предпринимателей, осуществляющих деятельность, не запрещенную законодательством.
Как известно, 29 октября 2015 года был принят Предпринимательский кодекс Республики Казахстан (далее – «ПК РК»), который был введен в действие с 1 января 2016 года, который в свою очередь занимает основное место в систематизации законодательства Республики Казахстана в сфере предпринимательства.
Поэтому немаловажно в данной статье освятить вопросы, регулирующие предпринимательские отношения, которые регламентированы в Предпринимательском Кодексе Республики Казахстан. Кодекс включает в себя 7 разделов, 31 главу, 324 статьи.
Система законодательства Республики Казахстан в сфере предпринимательства основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Предпринимательского Кодекса и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
Нормы по стимулированию и поддержке, выстраиванию партнерских отношений между государством и предпринимательством направлены на целостное правовое регулирование общественных отношений в сфере предпринимательства. Однако данные нормы рассредоточены в различных нормативных правовых актах. В этой связи Предпринимательский кодекс как акт публично-правового регулирования призван сконцентрировать концептуальные положения путем определения предмета регулирования, систематизации в одном акте единых принципов взаимодействия субъектов предпринимательства и государства, установления форм и средств государственного регулирования предпринимательства и государственной поддержки.
Предпринимательский кодекс Казахстана - это кодифицированный акт, регулирующий сферу предпринимательства, который не создает дуализма частного права, как это исторически сложилось в ряде европейских стран, а акт публично-правового характера, поскольку в нем консолидированы законы о государственном регулировании предпринимательской деятельности в целом.
Предметом регулирования кодекса установлены общественные отношения, возникающие в связи с взаимодействием субъектов предпринимательства и государства, в том числе государственным регулированием и поддержкой предпринимательства.
Общие условия осуществления предпринимательской деятельности:
Предполагается добросовестность действий субъекта предпринимательства, в том числе, если он руководствовался официальным разъяснением государственного органа, а представленные им фактические данные считаются достоверными до тех пор, пока суд или государственный орган не установит обратное.
Информация, имеющаяся у государственных органов и необходимая субъектам предпринимательства, должна быть доступна, если ее использование не ограничено законами РК. Такая информация предоставляется бесплатно, за исключением случаев, установленных законами РК.
Закреплен приоритет предупреждения нарушения перед применением мер государственного принуждения в процессе предпринимательской деятельности.
Для использования данных о категориях субъектов предпринимательства ведется реестр субъектов предпринимательства – электронная база данных, содержащая сведения о категориях субъектов предпринимательства (малый, средний и крупный предпринимательства).
Субъект предпринимательства вправе требовать у своих работников подписку о неразглашении коммерческой тайны, а лиц, осуществляющих его проверку, предупреждать об ответственности в соответствии с законами РК.
Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов предпринимательства, подлежат до их рассмотрения обязательному опубликованию в СМИ, включая интернет-ресурсы.
Никто не вправе принуждать субъектов предпринимательства осуществлять деятельность по социальной ответственности. Субъекты предпринимательства, осуществляющие благотворительность, имеют право на налоговые льготы.
Государственные услуги по принципу "одного окна" будут предоставляться государственной корпорацией "Правительство для граждан".
ПК РК определяет правовые, экономические и социальные условия и гарантии предпринимательской деятельности, государственного регулирования и поддержки предпринимательства. ПК РК вобрал в себя положения и заменил собой следующие Законы РК: «О крестьянском или фермерском хозяйстве», «Об инвестициях», «О частном предпринимательстве», «О конкуренции», «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан», «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности». Таким образом указанные законы теряют свою силу с 1 января 2016 года.
Новый ГПК установил особую подсудность для споров между инвесторами и государственными органами, связанных с инвестиционной деятельностью инвесторов. В частности, теперь такие споры подсудны суду Астаны. При этом, какие именно споры инвесторов с государственными органами можно считать связанными с инвестиционной деятельностью инвесторов, законодатель четко не определил. Содержащиеся в новом Предпринимательском кодексе РК понятия инвесторов, инвестиционной деятельности породили немало споров среди юристов касательно их толкования, что значительно осложняет определение подсудности того или иного около инвестиционного спора.
Поэтому оценивая, насколько соответствует принятый Предпринимательский кодекс реалиям сегодняшнего дня, можно сказать, что любой человек, кто хочет заниматься бизнесом, хочет знать, какие правила игры существуют между предпринимателем и государством, найдет ответы на многие вопросы. Людям, которые планируют заняться предпринимательской деятельностью, данный кодекс серьезно облегчит работу. Работа над законопроектом длилась четыре года. За этот период проект рассматривался и дорабатывался более пяти раз. И только в октябре 2015 года Предпринимательский кодекс был принят и подписан президентом. Исходя из задачи, поставленной перед разработчиками, их усилия были направлены на создание единого документа, который бы объединил понятийный аппарат и методологическую основу норм, регулирующих отношения между государством и предпринимателем. Одним словом, Предпринимательский кодекс - это единый закон, который объединил все нормы права о предпринимательстве в одном документе. Однозначно с вступлением в силу Предпринимательского кодекса многие, а это более ста нормативных правовых актов, 6 законов утратили силу. Если же говорить о статусе документа, то кодекс выше своих предшественников. Тем не менее, такие специфические отрасли экономики, к примеру, как банковская сфера, деятельность предприятий атомной промышленности, по-прежнему регулируются специализированными законами.
В кодексе систематизированы имеющиеся формы и средства защиты прав субъектов предпринимательства. Отражены все возможные способы внесудебного и досудебного урегулирования споров. Закреплены положения по правовому положению уполномоченного по защите прав предпринимателей, инвестиционного омбудсмена. Одной из форм защиты прав субъектов предпринимательства предусмотрено обжалование субъектами предпринимательства действий и актов государственных органов.
Для предпринимателей огромное значение имеет умение ориентироваться в действующем законодательстве. Но без соответствующей квалификации разбираться во всех вопросах крайне трудно, законодательство республики на сегодняшний день настолько динамично, что даже опытные юристы при отсутствии должной практики могут не уследить за всеми изменениями. Незнание правовых основ, регулирующих такое многосложное явление, как предпринимательство, способствует неумению пользоваться предоставленными законодательством правами, и в итоге предприниматель начинает бояться чиновника.
В основных положениях Стратегии развития Казахстана до 2030 года была четко определена роль государства в развитии рыночной экономики в стране. Власть в центре и на местах должна прекратить все виды необоснованного вмешательства в экономику.
Государство само должно стать гарантом свободной экономики, т. е. поддержать развитие предпринимательства в рамках закона, что и является основной целью законодательства в сфере предпринимательства.
А.С.Дощанова
Судья специализированного межрайонного
экономического суда г.Астаны