Криминалист Бахтияр Шерязданов из СКО: «У меня интересная работа»
Каково быть молодым криминалистом? «Это интересно», — без запинки отвечает старший лейтенант полиции Батхияр Шерязданов. Ровесник Независимости, три года назад он выбрал эту линию полицейской работы, и с тех пор ни разу не пожалел о своём выборе.
Прежде он был полицейским-водителем, много раз вывозил следственно-оперативную группу на места преступлений, наблюдал за работой сотрудников. В состав СОГ входят оперуполномоченный, следователь и криминалист. Именно кропотливый труд последнего вызывал у Бахтияра особенный интерес. В 2018 году он стал сотрудником оперативно-криминалистического отдела УП г. Петропавловска.
«Конечно, практика преподнесла много сюрпризов, — делится он впечатлениями. — Глядя со стороны, невозможно вообразить, сколько различных следов может оставить преступник. Об отпечатках пальцев знают все. А вот то, что, к примеру, орудие взлома оставляет статические и динамические следы, стало для меня откровением. Не представлял я раньше и того, сколько особенностей имеют отпечатки подошв, сколько приёмов разработано для получения биологического материала и многих других подробностей».
Первым учителем Шерязданова стал подполковник полиции Игорь Чусовитин, опытнейший профессионал, проработавший в криминалистике четверть века. Ныне он пенсионер, а тогда был одним из лучших знатоков. Затем практическим навыкам его обучал начальник ОКО майор полиции Тимур Адбильманов. По словам Бахтияра Шерязданова, передача опыта молодым сотрудникам — один из принципов всей организации работы. Рядом всегда находятся старшие товарищи, которые научат чему-то новому. После каждого дежурства в составе СОГ криминалисты отчитываются перед начальником Оперативно-криминалистического управления ДП СКО полковником полиции Игорем Семёновым. «Разбор полётов» неизменно заканчивается практическими советами, которые обязательно пригодятся на следующих выездах.
Пока у Бахтияра только один допуск — к исследованиям холодного оружия. Из всего разнообразия ножей, которые ложатся ему на стол, чаще приходится иметь дело с кухонными. Тогда в заключении появляются строки: «…изготовлен заводским способом, имеет хозяйственно-бытовое назначение, не является холодным оружием». И за каждым — практически одна и та же история: совместное распитие, ссора, нанесение телесных повреждений…
Другими исследованиями Бахтияр занимается под руководством Тимура Адбильманова, и уже готов сдавать экзамены на новые допуски. На месте преступления нужно собрать все возможные улики, так что сама практика знакомит тебя со всеми видами исследований, — говорит он. — Ещё один важный урок старших — старайся думать, как преступник. Например, был такой случай: вор залез в частный дом, выбив окно. Когда я осматривал место, заметил, что крупные осколки не валяются вразброс, а сложены у фундамента. «Ясно, значит, ты старался не шуметь лишний раз, ты эти осколки не аккуратно вынимал из рамы и ставил рядом», — понял я. И действительно, на них нашлось достаточно следов рук, чтобы через автоматизированную дактилоскопическую информационную систему «Папилон» установить причастность определённого человека».
Обычно результаты работы криминалистов играют роль в ходе следствия и в суде, но порой именно их стараниями удаётся выйти на подозреваемых. По признанию Бахтияра, такие удачи особенно радуют — после них сильнее чувствуешь, насколько важны бессонные ночи дежурства, выезды, кропотливая работа в лабораториях.
«Работа, действительно, трудная, — признаёт он. — Её не выдержишь, если нет настоящего интереса. Но меня она с каждым новым открытием увлекает всё сильнее. Я родился в год, когда моя страна, став независимым государством, словно открыла для себя новый мир. Так и для меня криминалистика оказалась целым миром. Чем больше о нём узнаёшь, тем интереснее он становится. Я рад тому, что так удачно сделал профессиональный выбор».