ПРЕВЕНТИВНЫЕ МЕРЫ ПО СНИЖЕНИЮ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПК «АСТАНА»
В целях устранения причин и условий способствующих совершению коррупционных правонарушений в СПК «Астана» проведено совещание под председательством заместителя акима столицы Аскара Амрина с участием первого заместителя руководителя департамента Жазиры Жылкышиевой, председателя Правления СПК «Астана» Рустема Куанышбаева, депутатов городского маслихата Мираса Шекенова, Ильи Мещерякова, Гульнар Данбаевой, Сергея Солодовникова и руководителей заинтересованных госорганов.
На совещании рассмотрены результаты проведенного Департаментом по противодействию коррупции внешнего анализа коррупционных рисков в деятельности СПК «Астана».
Жазира Жылкышиева озвучила выявленные коррупционные риски в нормативно-правовых актах и организационно-управленческой деятельности социально-предпринимательской корпорации.
Департаментом внесено предложение по рассмотрению вопроса разработки Закона «О региональных социально-предпринимательских корпорациях», так как отсутствие нормативно-правового документа регулирующего деятельность региональных социально-предпринимательских корпорации не позволяет определить нормы регламентирующие деятельность СПК.
Анализ эффективности управления персоналом показал, что в СПК сложилась практика привлечения к дисциплинарной ответственности одних и тех же работников, с досрочным снятием взыскания, что сводит к минимуму эффект дисциплинарного воздействия и носит формальный характер.
Наряду с этим выявлены нарушения при установлении квалификационных требований к должностям: главный бухгалтер и руководитель службы безопасности. К примеру, в квалификационных требованиях к главному бухгалтеру установлено наличие стажа работы на руководящих должностях 2 года, тогда как в соответствии с Квалификационным справочником требование к стажу работы на руководящих должностях составляет не менее 5 лет. Рекомендовано устранить выявленное нарушение, так как данное расхождение может способствовать коррупционному проявлению при трудоустройстве не соответствующего квалификационным требованиям работника.
Одной из основных функций СПК является стабилизация цен на социально значимые продовольственные товары (СЗПТ). Анализ данного направления деятельности показал отсутствие прозрачности и открытости в сфере реализации механизмов стабилизации цен на СЗПТ. Установлено нарушение положения соответствующих Правил по информированию населения через средства массовой информации, официальные сайты о СЗПТ (наименование, предельная стоимость и т.п.) и местах их реализации.
В ходе совещания представлены результаты анализа сферы закупок товаров (работ, услуг), которые осуществляются без учета коррупционных рисков, связанных со способом закупок «из одного источника путем прямого заключения договора». Высокая доля закупок указанным способом (запрос ценовых предложений – 202 (43%); из одного источника путем прямого заключения договора – 179 (39%); конкурс – 83 (18%) является фактором, создающим предпосылки коррупционных рисков и лоббирования интересов отдельных поставщиков
Касательно состояния работы по противодействию коррупции докладчиком отмечен формальный подход при проведении мероприятий антикоррупционной направленности.
«Выявленные недостатки свидетельствуют о слабом контроле со стороны руководства СПК работы по противодействию коррупции в организации и необходимости проведения конкретных мероприятий по выявлению и устранению коррупционных рисков, а также обеспечения открытости и прозрачности по всем направлениям деятельности СПК» - отметила Жазира Жылкышиева.
В ходе совещания руководитель проекта «Астана – адалдық алаңы» Мирас Шекенов сообщил о проведении с участием депутатов городского маслихата Ильи Мещерякова, Гульнар Данбаевой, Сергея Солодовникова, представителей СПК «Астана», районных акиматов и общественников мониторинга торговых точек, в рамках программы «1000 мест – уличная торговля», на легальность их установления.
Спикером отмечено выявление незаконно установленных торговых точек и не принятие мер по устранению нарушений порядка размещения павильонов в столице со стороны местных исполнительных органов и СПК. Наряду с этим мониторинг показал нарушения со стороны предпринимателей в части не заключения трудовых договоров с работниками, не предоставления фискальных чеков и т.д.
В ходе совещания было обращено внимание на отсутствие механизма привлечения представителей общественных организаций, депутатов маслихата в состав комиссии по мониторингу объектов уличной торговли и нежилых помещений, так как в состав комиссии входят только работники корпорации и ее дочерней организации, что может отражаться на объективности проводимых мероприятий и результатов мониторинга.