Передача спора на разрешение арбитража Международного финансового центра «Астана»
Развитие собственного финансового рынка с выходом на международную площадку, а также усиление независимости судебной системы имеют для Казахстана актуальное значение.
Используя принципы лучших результатов международной практики по созданию и формированию финансовых центров функционирование сбалансированного рынка капитала Международного финансового центра Астаны (далее-МФЦА) является одним из важных стратегических направлений в политике страны. Биржевая площадка МФЦА основывается на современных достижениях науки и техники и по прогнозам экспертов должна занять в будущем лидирующие позиции.
Первое условие создания МФЦА – это возможности выхода на перспективные рынки Центральной Азии, Евразии, ЕАЭС, Закавказья, стран Ближнего Востока.
Второе – независимая юрисдикция МФЦА.
Напомним, что создание Международного финансового центра «Астана» является одним их ключевых шагов Плана нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства», направленного на диверсификацию экономики и развитие финансовой отрасли страны. В п.70 Плана нации записано: «Создание международного финансового центра Астана (AIFC) на базе инфраструктуры ASTANA EXPO 2017 с приданием ему специального статуса. Создание независимой судебной системы с собственной юрисдикцией, которая будет функционировать на принципах английского права. Судейский корпус формируется из числа иностранных специалистов» [1].
В 2015 году мажилисом Республики Казахстан (нижняя палата Парламента) был презентован проект Конституционного закона РК «О международном финансовом центре «Астана»» (МФЦА). Законодательный проект предусматривал основы создания и функционирования МФЦА, а также перспективы формирования структуры состава. Разработчиком проекта конституционного закона выступило Министерство Юстиции Республики Казахстан.
19 мая 2015 года был принят Указ Президента Республики Казахстан «О Международном финансовом центре «Астана». Далее, 6 декабря 2015 года был принят сам Конституционный Закон. МФЦА в полном объеме начал функционировать с начала 2018 года.
Какие следует ожидать преимущества для финансового рынка от деятельности МФЦА Астаны? Во-первых - доступность множества финансовых услуг, а также решение проблем в бизнес-среде; во-вторых - возможность доступа к биржевым механизмам МФЦА; в – третьих – функционирование экспериментальной лаборатории для освоения новых высокотехнологичных продуктов; в – четвертых – создание благоприятного инвестиционного климата в сфере реализации финансовых технологий.
Немного международной практики. В мире насчитывается свыше 80 крупнейших международных финансовых центров, имеющих длительную историю становления и показательный пример организации деятельности судебной системы международного финансирования для начинающих стран, в том числе и для Казахстана.
Международные финансовые центры по всему миру созданы в целях сосредоточения банков и специализированных кредитно-финансовых институтов, а также реализации международных валютных, кредитных, и иных финансовых операций.
Согласно исследованиям GFCI (Global Financial Centres Index) самыми крупными международными финансовыми центрами являются Европейский международный центр с центром в Лондоне, Американский международный центр со штаб-квартирой в Нью-Йорке, Международный финансовый центр Сингапура, Дубаи и др. [2]
К примеру, компетенция суда апелляционной инстанции МФЦ Дубаи предусматривает возможность толкования председателем суда норм законодательства МФЦД, которое имеет силу прецедента. С подобными просьбами о толковании могут обращаться органы МФЦД, организации, зарегистрированные, либо уполномоченные вести деятельность на территории МФЦД. Данный опыт, по сути, начали применять в Казахстане. Рассмотрение споров в судах МФЦ Дубаи осуществляется на английском языке. Около 90% всех документов ведется в электронном формате. Не предусмотрены какие-либо существенные ограничения к допуску местных или иностранных юристов. То есть, можно предположить, что в суды МФЦА также, возможно, будут допускаться юристы из РК, при условии, что они владеют языком и применимым законодательством.
Также в арбитражной практике МФЦ Сингапура рассматривалось дело об оспаривании сделки о продаже криптовалюты. Данное разбирательство стало одним из первых в истории международного арбитража, связанное с криптовалютой. В суд подал маркет-мейкер B2C2, которому удалось из-за системной ошибки купить у оператора по обмену валюты биткойны по заниженной цене. Арбитражный центр Сингапура также является центром слушания дел по различным спорам вопросы гражданства, законность брака, профсоюзные споры, патенты, ликвидация компаний и т.д.
Правовой основой регулирования арбитражных процедур в Казахстане стал Регламент Международного Арбитражного Центра (далее-МАЦ) принятый Постановлением Правительства Республики Казахстан 5 декабря 2017 года [3]. Известно, что данный акт был принят на основе Типового закона ЮНСИТРАЛ 1985 года. Типовым законом ЮНСИТРАЛ определяются правила заключения арбитражного соглашения, состав арбитражного суда, исполнение арбитражного решения. Уникальность данного международного акта особенна тем, что законом учтены ключевые аспекты международной арбитражной практики, несмотря на различие правовых и экономических систем государств [4].
Глава 5 Регламента Международного Арбитражного Центра определяет порядок проведения арбитражных процедур.
Целеполагающим значением обладают принципы проведения арбитражных процедур (допустимость, относимость и существенность любых доказательств), порядок подачи искового заявления и возражения по иску, начало производства, участие сторон в арбитражном процессе, участие эксперта, судебная помощь в получении доказательств.
В компетенцию суда созданного на базе МФЦА входит рассмотрение гражданских и коммерческих споров между участниками МФЦА, органами и иностранными работниками. В своей деятельности и при принятии решений руководствуется действующим правом МФЦА, при этом за основу могут приниматься решения судов других юрисдикций общего права. Решения апелляционного суда МФЦА являются окончательными, не подлежат обжалованию и обязательны для всех физических и юридических лиц. Исполнение решений суда МФЦА в Республике Казахстан осуществляется в том же порядке и на тех же условиях, что и исполнение решений судов Республики Казахстан. Исполнение решений судов Республики Казахстан на территории МФЦ осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Суд МФЦА обладает исключительной компетенцией по толкованию норм актов МФЦА.
Специфика арбитражного процесса выглядит следующим образом:
- эксклюзивное администрирование арбитражного процесса в соответствии с Правилами арбитража и медиации МАЦ при наличии согласия сторон разбирательства. Данные правила включают процедуры ускоренного арбитража, назначения чрезвычайных арбитров и разрешения споров по инвестиционным договорам;
-администрирование арбитража в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ или специальным арбитражным регламентом, при наличии согласия сторон разбирательства;
-разрешение споров посредством медиации, в соответствии с Правилами арбитража и медиации МАЦ или в соответствии со специальным регламентом медиации, принятым по соглашению сторон спора;
-другие формы альтернативного разрешения споров при наличии согласия сторон разбирательства;
-хранение средств, аккумулирование и распределение сумм предоплаты для покрытия затрат, связанных с использованием услуг и административных объектов МАЦ;
-содействие в назначении арбитров и медиаторов для проведения арбитражных процессов и медиации в МАЦ или где-либо;
-современные административные объекты, оснащенные передовыми IT-системами, конференц-залы, залы для совещаний и проведения слушаний, расположенные на территории ЭКСПО-2017.
В настоящее время в список МАЦ входят около 38 независимых, квалифицированных, авторитетных международных арбитров и медиаторов из различных юрисдикций. Председателем Международного арбитражного центра МФЦА британский адвокат по коммерческим делам Барбара Доманн
В феврале 2019 года Суд МФЦА и Международный арбитражный центр («МАЦ») официально запустили в Нур-Султане новую систему электронного правосудия «eJustice», являющуюся первой для Центрально-Азиатского региона. Система была разработана Судом МФЦА и МАЦ совместно со своим IT-партнером, сингапурской компанией Crimson Logic [5].
Подсудность споров МАЦ:
1.Споры между участниками МФЦА (юридические лица, зарегистрированные/аккредитованные в МФЦА), споры с органами МФЦА и (или) их иностранными работниками;
- Споры, касающиеся любой операции, осуществлённой в МФЦА и подчинённой его законодательству (например, споры, вытекающие из сделок, заключенных по законодательству МФЦА);
- Споры, переданные суду МФЦА по соглашению сторон.
Преимущества суда МФЦА:
- Независимость от действующей судебной и политической системы.
- Отсутствие ограничений по срокам при рассмотрении дел.
- Введение должности исполнительного судьи.
- Процедура «discovery» - обмен доказательствами
- Баланс интересов истца и ответчика.
- Низкая сумма судебных споров.
Сегодня, можно с уверенностью сказать, что Казахстан полностью перенял традиции в создании собственной международной финансовой системы с выходом на мировой уровень благодаря опыту международных финансовых систем. Особый вклад осуществляется по развитию Международного арбитражного центра.
Ебенбаева Э.Е.
Судья специализированного межрайоного экономического суда г.Нур-Султана