Средний уровень открытости бюджета зафиксировали в СКО
Рейтинг открытости местных бюджетов обсудили в прямом эфире Antikor.live с участием первого заместителя руководителя Департамента Нурлана Жахина и председателя филиала первого антикоррупционного медиа-центра Руслана Асаубаева.
В 2010 году Национальная бюджетная сеть Казахстана адаптировала методологию «Международного Бюджетного Партнерства» для измерения уровня открытости бюджетных процессов на местном уровне в Казахстане.
Основным результатом исследования 2019 года является определение Индекса для 17 административно-территориальных единиц Республики Казахстан, в которые входят 14 областей, столица Нур-Султан и города республиканского значения Алматы и Шымкент.
«В 2019 году было установлено, что прозрачность бюджета в целом значительно снизилась за последние два года и в сравнении с предыдущими периодами исследования, показав наихудший результат - 33 балла из 100 возможных, а оценка открытости местных бюджетов показывает, что информированность и участие общественности в бюджетном процессе находится на «минимальном» уровне», - проинформировал Руслан Асаубаев в прямом эфире.
По результатам исследования ни один из регионов не достиг «обширного» или «существенного» уровня открытости по шкале Индекса.
«Наиболее открытым этапом бюджетного процесса, по результатам исследования, является процесс исполнения бюджета, который в целом находится на уровне «ниже среднего». По материалам исследования в Северо-Казахстанской области открытость процесса исполнения бюджета находится на «среднем уровне». Область занимает четвертое место в рейтинге Индекса открытости местных бюджетов», - отметил спикер.
Вместе с тем, в «обширном объеме» публикуется гражданский и утвержденный бюджет в 6 из 17 исследуемых регионах, в том числе Северо-Казахстанской области.
Результат свидетельствует о том, что у жителей области есть больше возможностей вникать бюджетные параметры и вовлекаться в процесс принятия решений.
В свою очередь Нурлан Жахин отметил, что необходимо рассмотреть вопрос о включении Индекса открытости местных бюджетов в качестве базового индикатора в соответствующие программы развития территорий.
«Местным органам власти необходимо уделять пристальное внимание раскрытию бюджетной информации по ключевым бюджетным документам, причем особое внимание заслуживают проект бюджета исполнительной власти и годовой отчет об исполнении бюджета. Проекты бюджетов должны подвергаться изучению, способствовать общественным дискуссиям и быть связанными со стратегическими целями развития региона», - подвел итог Нурлан Жахин.