Активное использование мессенджеров в судопроизводстве

Активное использование мессенджеров в судопроизводстве

Высказывание древнеримского философа и государственного деятеля лаконично описывает основную задачу, стоящую в современный период перед каждым работником судебной системы Республики Казахстан по рациональному и эффективному использованию имеющихся в распоряжении временных ресурсов.

 

Основополагающей обязанностью суда является обеспечение равного доступа к правосудию путём своевременного извещения лиц, участвующих в деле о времени и месте судебного заседания.  Если ГПК и УПК советского периода предусматривали возможность вызова участника процесса на судебное разбирательство только судебной повесткой, то действующие ГПК, УПК дают широкий спектр способов для извещения граждан о предстоящем судебном процессе.

Технологический прогресс привёл к тому, что в современный период практически каждый гражданин пользуется смартфонами, имеющими доступ к сети Интернет. В свою очередь мессенджеры WhatsApp, Telegram и Viber являются общепризнанными лидерами в обществе для передачи на безвозмездной основе текстовых сообщений,  фото- и видеоизображений.

Предлагается при рассмотрении судами дел извещения лиц, участвующих по делу на приоритетной основе осуществлять через мессенджеры Telegram, WhatsApp либо Viber, а при их отсутствии у участника процесса производить уведомление иным способом. Полагаем, что активное использование мессенджеров при организации судебных процессов приведёт к существенной экономии бюджетных средств, поскольку стоимость одного смс-сообщения составляет для юридических лиц как минимум 10 тенге, одно почтовое извещение с уведомлением стоит для суда как минимум 280 тенге (на расстояние до 50 км). В свою очередь судами Республики Казахстан в 2016 году окончено 1,7 миллиона дел и материалов, в 2017 году количество оконченных дел и материалов составляло 2,7 миллиона, в 2018 году этот показатель составлял 4,5 миллиона.

Вместе с этим, посредством мессенджеров возможно создание групповых чатов, которые позволят одновременно предоставлять сведения лицам, участвующим по делу, особенно это актуально по делам, по которым участвует большое количество граждан и организации. С учётом специфики отдельных категории уголовных дел возможно создание по конкретному делу раздельных групповых чатов для стороны защиты и обвинения.

Одновременно с извещением мессенджеры могут быть использованы для организации мобильного контакт-центра, что будет означать функционирование оперативной обратной связи для участников процесса с судом. Все возникающие вопросы, связанные с судебными разбирательствами могут разрешаться через такой способ коммуникации, в связи с чем вопросы неявки либо опоздания сторон на судебное заседание, обмена возражениями и копиями документов на стадии подготовки дела, а также между судебными заседаниями будут разрешаться дистанционно и без непосредственного прибытия в здание суда.

При организации мобильного контакт-центра на базе мессенджеров будет целесообразным размещение раздела «Часто задаваемые вопросы» (FAQ), что упростит для лиц впервые оказавшихся в суде поиск ответов на возникающие у них вопросы. Данный раздел должен быть составлен на доступном языке для понимания гражданином, не имеющего юридического образования. В целях удобства пользователям следует произвести разделение вопросов на подразделы, раскрывающие общую информацию о правах и правилах поведения на процессе, отдельно будут раскрыты специфические нормы, присущие по административным, гражданским и уголовным делам, а также специально будут выделены вопросы по исполнению судебных актов. Для комфортного использования с целью исключения загромождения текста в мессенджере предлагается оснастить такой раздел активными ссылками, позволяющими производить автоматические переходы на соответствующие нормы законодательных актов.

Кроме этого, мессенджеры позволяют автоматизировать получение отдельных услуг. Предлагается в мессенджере Telegram запустить работу автономной программы - бота, который будет предоставлять посетителям суда информационно-справочные сведения в режиме реального времени в любое время суток. Автоматизация части услуг снизит необходимость обращения посетителей непосредственно в суд, в том числе уменьшит количество звонков по городским телефонам, поскольку информацию о местонахождении суда, контактных телефонах, сведений о размере государственной пошлины, порядка его уплаты и другое можно будет узнать, запустив бот в мессенджере Telegram. Свидетельством эффективности функционирования такой программы является запуск и техническая поддержка бота EgovKzBot НАО «Правительство для граждан». В настоящее время через данную программу возможно получение 24 электронных услуг, только за один календарный год работы бота более 300 тысяч стали его пользователями.

Фактором, сдерживающим широкое применение новых электронных программ на практике является отсутствие детальной регламентации по их использованию, что создаёт определенный правовой вакуум. С наличием пробелов в этой сфере сталкиваются и в других государствах, поэтому для предупреждения жалоб и установления единого порядка предлагается на основе действующих инструкции по ведению делопроизводства выработать чёткий алгоритм действий по работе с мессенджерами. Целью применения информационных технологии является оперативность и комфорт в использовании как сторонами, так и сотрудниками суда, поэтому при создании вышеназванного алгоритма излишние бюрократические процедуры должны быть исключены. Между тем, в ходе разработки алгоритма придется разрешить следующие вопросы: идентификация и определение принадлежности номера телефона конкретному лицу (в том числе лицам находящимся за границей), сроки хранения полученной информации, порядок её регистрации, необходимости вложения таких сведений в материалы дела, сроки предоставления ответов на сообщения и др.

Стратегической задачей Республики Казахстан является вхождение в тридцатку наиболее развитых стран мира, в свою очередь цифровизация судебной системы - один из шагов для обеспечения широкого доступа населения к правосудию. Дальнейшее внедрение современных информационно-коммуникационных технологии в судах Республики Казахстан позволит оптимизировать судебные процедуры путём автоматизации части услуг. Считаем, что если большое количество граждан и организации в повседневной жизни пользуются мессенджерами, то судебная система только выиграет от предоставления информационных услуг в этом сегменте.

 

Мирас Сатыбалдин

Председатель Специализированного межрайонного военного суда по уголовным делам

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Актуальные новости

Логотип

О портале

Новостной портал Казахстана, только свежие новости со всего мира!

© 2024 INFOZAKON. Все права защищены.

×