По административным правонарушениям в области миграционного законодательства Республики Казахстан.
Административная ответственность лиц, совершивших правонарушения на территории Республики Казахстан в области миграции, регулируется статьями 517 (Нарушение иностранцем или лицом без гражданства законодательства Республики Казахстан в области миграции населения), 518 (Нарушение законодательства Республики Казахстан в области миграции населения физическими или юридическими лицами, принимающими иностранцев и лиц без гражданства) и 519 (Привлечение иностранной рабочей силы и трудовых иммигрантов с нарушением законодательства Республики Казахстан), отнесенных к главе 28 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях.
Помимо Кодекса об административных правонарушениях, данная отрасль, регулируется международными договорами, специальными нормативно-правовыми актами, утвержденными Постановлением Правительства Республики Казахстан и Приказами МВД Республики. Читателям, для ознакомления рекомендуем Постановление Правительства Республики Казахстан от 21.01.2012 года № 148 «Об утверждении Правил вьезда и пребывания иммигрантов в Республике Казахстан», и Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 27.01.2016 года «Об утверждени Правил регистрации паспортов иммигрантов».
Согласно ст. 39 Конституции Республики Казахстан, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.
Из указанных статьей Административного Кодекса, судами рассматриваются части 2) 4) 5) 6) и 7) статьи 517 КоАП, поскольку только в этих частях статьи 517 КоАП, помимо административного взыскания в виде штрафа и ареста, предусмотрено взыскание в виде административного выдворения за пределы Республики Казахстан. Остальные статьи КоАП, касающиеся правонарушении в области миграции, отнесены к подведосмственности служб Департаментов Полиции МВД.
Если коротко остановиться на статистике, то Специализированным административным судом г.Уральск за 2018 год рассмотрено по указанной норме Закона 378 дел об административных правонарушениях, по которым 148 лиц привлечены к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 5 605 592 тенге, 15 иммигрантов подвергнуты к административному аресту, по 21 делу фигуранты освобождены от административной ответственности в виду отсутствия в их действиях состава правонарушения, 194 лица выдворены за пределы Республики.
Цифры за 9 месяцев 2019 года, выглядят следующим образом. В административном суде г.Уральск, рассмотрено по ст.517 ч.2,4,5,6,7 КоАП, -уже 395 дел, из которых по 127 делам нарушители привлечены к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 4 664 438 тенге, 10 человек подвергнуты к административному аресту, в отношении 8 лиц административные дела прекращены, 250 выдворены за пределы Республики. Напоминаем читателю, что эти данные только по областному центру.
Наибольшее количество лиц, прибывающих в нашу область, составляют граждане России, Узбекистана, Азербайджана и Таджикистана. Конечно не все из них являются нарушителями Законов Республики Казахстан, многие законопослушные и порядочные граждане, добросовестно работающие в различных отраслях нашей жизни, принося немало пользы нашей стране.
К примеру по судебной практике, в число административных правонарушителей из Россий попадают в основном бывшие наши сограждане, которые приехав к своим родственникам, нарушают Закон по незнанию сроков пребывания и регистрации.
Однако, есть и категория иммигрантов, которые после прибытия, помимо нарушении административного законодательства, совершают тяжкие и особо тяжкие преступления. Указанная категория лиц в основной массе находятся среди сезонных иностранных рабочих, привлекаемых работодателями на определенный период, на срок не более одного года.
Лидерами нарушений административного законодательства в области миграции являются так называемые трудовые мигранты, и зачастую не без помощи работодателя, которые, зарегистрировав их по одному адресу, предоставляют жилье по другому адресу, что затрудняет контроль за передвижением иностранцев сотрудниками правоохранительных органов. За данный вид правонарушения ответственность предусмотрена по части 2 статьи 517 КоАП, где сказано о том, что нарушение иностранцем или лицом без гражданства законодательства Республики Казахстан в области миграции населения, выразившееся в пребывании в Республике Казахстан без регистрации в органах внутренних дел свыше сроков, предусмотренных частью первой данной статьи, либо в проживании не по адресу, указанному при регистрации, влечет штраф в размере пятнадцати месячных расчетных показателей либо административное выдворение за пределы Республики Казахстан.
Еще одним распространенным видом правонарушения среди рабочих иммигрантов является несоответствие осуществляемой деятельности целям, указанным в визе и (или) при регистрации в миграционной карточке, когда получение такой справки или разрешения является необходимым условием осуществления трудовой деятельности, что напрямую связано с налогами, выплачиваемыми в бюджет иностранцами. За данный вид правонарушения ответсвенность предусмотрена по части 5 статьи 517 КоАП в виде штрафа в размере двадцати пяти месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до десяти суток, либо административное выдворение за пределы Республики Казахстан.
Помимо контроля за передвижением иностранцев и налоговых сборов, есть еще один немаловажный аспект связанный со здоровьем и нравственностью нашего населения. Некоторое количество иммигрантов с молчаливого согласия работодателей, без соответствующего разрешения заняты в сфере обслуживания населения, работают официантами или поварами в пунктах общественного питания. А ведь состояние здоровья иностранца можно проверить только при его обращении за разрешением на осуществление трудовой деятельности.
По вопросу нравственности судебная практика показывает, что привлекаемые лица во избежание депортации готовы на суде выставить все свои связи, как сожительствование или незарегистрированный брак, несмотря на интимные стороны данного вопроса. При проверке обстоятельств в суде, излагаемых правонарушителем, подтверждение ситуации у многих наших граждан вызывает мягко говоря затруднения.
Если обратить внимание на данные статистики, то видим небольшой рост административных правонарушении, допущенных трудовыми мигрантами. В связи с чем, в данной небольшой публикации, в первую очередь хотелось бы обратится к жителям нашей области, в том числе и к работодателям - не быть равнодушными, самим не давать повода нарушать и требовать от иммигрантов соблюдать Законы, так как мы вправе ожидать от лиц, прибывающих в нашу многонацональную страну уважения к Законам и традициям, соблюдаемым самим народом нашей Республики.
Курмашев М.А.
Судья Специализированного
Административного суда г.Уральск