Главные принципы исполнительного производства
Конституционное право на судебную защиту прав и свобод в полной мере реализуется при надлежащим исполнении решении суда. В настоящее время основным правовым актом регулирующий сферу исполнительного производства, является Закон Республики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей». Законодательство Республики Казахстан об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и других нормативных правовых актов Республики Казахстан таких как, Гражданского кодекса РК и Гражданский процессуальный кодекса РК.
Под правовыми принципами можно понимать руководящие идеи, основные положения, выражающие общую направленность и наиболее существенные черты правового регулирования соответствующих отношений. Правовые принципы могут быть, как закреплены нормативно, так и существовать исключительно в правовой теории или судебной практике. Так, до принятия Закона об исполнительном производстве принципы исполнительного производства не были закреплены законодательно.
В данное время основными принципами исполнительного производства являются: законность; своевременности и прозрачности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства человека; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения; пропорциональности распределения взысканных сумм между взыскателями одной очереди при их недостаточности для полного удовлетворения всех требований очереди; возмещения за счет должника расходов по принудительному исполнению исполнительного документа; свободы обжалования в суде процессуальных действий и постановлений судебного исполнителя.
Закона об исполнительном производстве принципы по порядку, начиная с принципа законности. Законность, понимается как необходимость строгого следования закону, представляет собой общее положение для любой общественной системы, основанной на принципе верховенства права. На необходимость соблюдения законности указывается во многих нормативных правовых актах. Законность нельзя признать принципом собственно исполнительного производства, так же как нельзя признать его исключительно правовым принципом. Скорее, принцип законности носит общий социальный характеру, по сути, является основной идеей социально-политической концепции правового государства.
Следующим принципом исполнительного производства Закона предлагает считать своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Полагаем, что указанное положение не может претендовать на статус отраслевого принципа по следующим основаниям.
Требование о своевременности совершения действий в рамках исполнительного производства, по сути, представляет собой реализацию общей нормы о разумном сроке судопроизводства и разумном сроке исполнения судебного постановления. Примечательно, что разумный срок судопроизводства не выделяется в правовой теории и в качестве принципа гражданского процесса, поскольку, по сути, представляет собой не общую норму принципа составную часть правового механизма компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок. Такое положение дел представляется естественным с учетом того, что установленные законом сроки судопроизводства должны соблюдаться без дополнительного указания на то в законе, тем более в качестве нормы-принципа. Из указанного выше можем сделать вывод о том, что своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения не является, по сути, принципом исполнительного производства.
Принцип уважения чести и достоинства гражданина, также не является специфическим принципом исполнительного производства. Уважение чести и достоинства человека является основным требованием к любой деятельности, связанной с государственным принуждением. Принцип уважения чести и достоинства личности в качестве принципа уголовного судопроизводства, наряду с принципом неприкосновенности личности. Одна из целей закрепления этого принципа заключается в недопустимости получения должностными лицами государства доказательств посредством применения к гражданам насилия и иных запрещенных законом методов, унижающих человеческое достоинство (пыток). Непосредственно в исполнительном производстве в соответствии с Законом об исполнительном производстве судебный пристав не осуществляет полномочия по сбору доказательств. Общеправовой запрет на применение необоснованного и незаконного насилия к гражданам реализуется не в рамках особого отраслевого принципа, а в соответствии с уже опоминавшимся выше общим принципом законности.
Далее рассмотрим принцип неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи. Выше, рассматривая сущность принципа, мы указывали на то, что принцип определяет формирование большинства норм соответствующей отрасли права, является системообразующим положением. Нетрудно заметить, что соответствующий "принцип" реализуется лишь в пяти статьях Закона об исполнительном производстве, не имеет универсального характера.
Традиционно соответствующие нормы о "неприкосновенном минимуме имущества" содержатся в гражданском процессуальном законодательстве.
Перечисленные выше принципы исполнительного производства, претендуют на универсальное применение, характеризуют юридический режим исполнительного производства, отличают исполнительное производство от иных видов деятельности. Безусловно, могут быть выделены и иные принципы исполнительного производства, однако цель не описать их все исчерпывающим образом, а посредством раскрытия основных принципов сформировать общее представление о предмете изучения, о направлениях правовой политики в соответствующей сфере.
Жаңалық А.
Главный специалист
Специализированного межрайонного
военного суда по уголовным делам