ЗАЩИТА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ И ОПТИМИЗАЦИЯ СУДЕБНОЙ НАГРУЗКИ
21 января 2019 года Главой государства подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросу усиления защиты права собственности, арбитража, оптимизации судебной нагрузки и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства».
Основные изменения в Законе РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» коснулась в части санкционирования постановлений судебных исполнителей.
Так из 16 постановлений частных судебных исполнителей, подлежащих ранее санкционированию, исключена обязанность судебного исполнителя в получении санкции на следующие виды постановлений:
- Наложение ареста на имущество должника, включая деньги и ценные бумаги, находящиеся у него либо у иных физических или юридических лиц (за исключением банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, а также страховых организаций);
- Изъятие движимого имущества должника, находящегося у него либо у иных физических или юридических лиц;
- Запрещение должнику совершать определенные действия, в том числе запрещение органам юридического лица принимать решения, а равно приостановление действия принятых решений по отчуждению движимого и недвижимого имущества, имущественных и неимущественных прав, ценных бумаг и долей в уставном капитале и имуществе юридического лица;
- Запрещение должнику пользоваться принадлежащим ему на праве собственности имуществом, в том числе деньгами, либо указание пользоваться им в пределах, установленных судебным исполнителем;
- Опечатывание имущества должника;
- Изъятие правоустанавливающих документов;
- Запрещение другим лицам передавать имущество, в том числе деньги, должнику или выполнять по отношению к нему иных действий;
- Обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника.
Вместе с тем, за судом оставлены полномочия по предоставлению санкций лишь по трем процессуальным документам, а именно по постановлениям:
- О приводе лица, уклоняющегося от явки к судебному исполнителю(п. 5 ст. 27 и п. 1 ст. 35-1 Закона);
- О временном ограничении должнику выезда за пределы РК(п. 1 ст. 33 Закона);
- О приостановлении временного ограничения на выезд физического лица, должностного лица (исполняющего обязанности) юридического лица, являющегося должником, из Республики Казахстан (п. 3 ст. 33 Закона);
К полномочиям прокуратуры по предоставлению санкций с 24.04.2019 года будут переданы следующие меры обеспечения и принудительного исполнения:
1.Наложение ареста на деньги и имущество должника, находящиеся в банках, организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, а также в страховых организациях(пп. 1-1 п. 2 ст. 32 Закона);
2.Изъятие недвижимого имущества должника, находящегося у него либо у иных физических или юридических лиц (пп. 2-1 п. 2 ст. 32 Закона);
- Изъятие правоустанавливающих документов (пп. 6 п. 3 ст. 32 Закона);
4.Обращение взыскания на имущество должника (п. 8 ст. 55 Закона);
- Обращение взыскания на долю в общем имуществе(п. 8 ст. 55 Закона).
Также следует отметить, что срок санкционирования постановлений судебных исполнителей изменен до трёх суток.
Следует отметить, что в новой редакции Закона об исполнительном производстве более подробно изложен порядок и основания для привода должника в виде дополнения в закон статьи 35-1.
Согласно пункта первого названной статьи «При неявке по вызову без уважительных причин должник может быть подвергнут приводу в случаях:
- Привлечения к административной ответственности за неисполнение исполнительного документа;
- Для разъяснения должнику и другим лицам порядка и срока обжалования действий судебного исполнителя, а также разъяснения должнику или хранителю имущества их обязанности по хранению и об ответственности за растрату, отчуждение или сокрытие переданного на хранение имущества.
При этом, не подлежат приводу несовершеннолетние, беременные женщины, больные, которые по состоянию здоровья не могут или не должны оставлять место своего пребывания, что подлежит удостоверению врачом.
А также согласно данному Закону собственники земельных участков могут вносить свои предложения к проекту договора об их принудительном отчуждении или отчуждении иного недвижимого имущества
Установлен трехмесячный срок для самостоятельной реализации должником заложенного недвижимого имущества. При этом более длительный срок может быть установлен соглашением сторон.
Законом также введена норма о возможности лицу открывать счета и проводить расходные операции, связанные с алиментами и пенсиями при наличии ограничений или ареста банковского счета. Новый порядок предполагает, что счета должника могут быть арестованы, но арест не касается, к примеру, алиментов или пенсий.
В законодательство по защите наследственных прав граждан также внесены поправки, исключающие обязанность наследников извещать отсутствующих наследников; уточнен круг лиц, имеющих право на получение свидетельства о смерти. Законодательно установлен срок – 6 месяцев, в течение которого наследники могут претендовать на право наследования.
По вопросам арбитража исключена поправка о наделении арбитражной палаты Казахстана функцией о внешнеторговом арбитраже; исключена также действующая норма, запрещающая лицу стать арбитром, если ему предъявлено обвинение в совершении уголовного правонарушения.
Законом также установлен запрет на взимание комиссии за ведение банковского счета, связанного с выдачей и обслуживанием банковского займа, а также за зачисление займа на банковский счет. Также предусматривается установить запрет на взимание вознаграждения, начисленного по истечении 180 дней просрочки по договорам ипотечного займа, не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности и обеспеченного залогом недвижимого имущества.
Поправками также вводится право залогодателя самостоятельно реализовать залоговое имущество при предъявлении банком требования о досрочном исполнении обязательства.
Законом установлены единые основания для компенсации стоимости изымаемого для государственных нужд имущества путем создания условий равноценного возмещения. Так, поправками предлагается размер возмещения при изъятии земельного участка определять по рыночной стоимости имущества, а также возможность "натурального возмещения" при изъятии имущества для государственных нужд путем предоставления иного земельного участка. Для исключения фактов необоснованной конфискации имущества законом вводится в компетенцию органа досудебного расследования обязанность доказывать и обосновывать преступное происхождение имущества, подлежащего конфискации по уголовному делу.
Поправками, направленными на усиление защиты права собственности уточняется круг лиц из числа иждивенцев, призываемых к наследованию, но не входящих в круг наследников по закону первой очереди. Согласно документу, по вопросам отчуждения долей участия в уставном капитале товарищества с ограниченной ответственностью устанавливается, что принудительный выкуп доли участника возможен только в случае нарушения им своих обязанностей перед товариществом, повлекшего существенный вред. В целях оптимизации судебной нагрузки законом вносятся изменения и дополнения, предусматривающие передачу: десяти дел, рассматриваемых судом в порядке упрощенного (письменного) производства, в приказное производство, нотариусу для совершения исполнительной надписи девяти бесспорных требований, по которым выносится судебный приказ.
Стоит отметить, что данная мера позволит избежать судебной волокиты, поскольку не имеет спорных оснований для разрешения их судом.
С.Ж. Тажкенов
Председатель Тарановского районного суда Костанайской области