Работа по разрешению обращений граждан и юридических лиц в отношении судей судов города Астаны и предлагаемые направления по снижению количества таких обращений
Право граждан и юридических лиц на обращение в государственные органы относится к числу основных прав, гарантированных Конституцией.
В соответствии с Законом «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» каждый гражданин, его представитель, юридическое лицо вправе направить в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления обращение на недостатки в работе этих органов, их должностных лиц и сотрудников.
Действие данного Закона распространяется также на судей, специалистов и других работников судебной системы.
В то же время имеется своя существенная специфика этих отношений, основанная на пункте 2 статьи 3 вышеуказанного Закона, в соответствии с которым действие настоящего Закона не распространяется на обращения физических и юридических лиц, порядок рассмотрения которых установлен законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях, уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан.
Исходя из указанной нормы Закона, любое лицо, не согласное с судебным актом, вправе оспорить его в соответствии с процессуальными нормами в суд вышестоящей инстанции по правилам, установленным процессуальным законодательством.
Лишь суды апелляционной и кассационной инстанции вправе изменить или отменить незаконный судебный акт.
Это положение относится не только к ошибкам в применении материального законодательства, но и к допускаемым отдельными судьями нарушениям процессуальных норм.
Основаниями к отмене судебного акта являются как неправильное применение норм права, относящихся к существу дела, так и, при условиях, указанных в процессуальных кодексах, нарушения процесса рассмотрения конкретного административного, уголовного или гражданского дела.
Поступившие в 2018 году в суд города Астаны 240 жалоб носят различный характер.
Вместе с тем, основная часть из них (226 или 94%), учитываемых как жалобы на действия судей, содержали доводы о нарушении судьями материальных и процессуальных норм при рассмотрении конкретных дел, несогласии с принятыми судебными актами. По таким обращениям авторам направлены письма разъяснительного характера о том, что на судебные акты, в случаях несогласия с ними, необходимо подавать жалобы в порядке, установленном ГПК, КоАП, УПК.
Таким образом, в истекшем году на действия судей фактически поступило 14 жалоб, а остальные 94% обращений по сути не являлись жалобами на действия судей, поскольку речь в них шла об оспаривании вынесенных по конкретным делам судебных актов.
Необходимо отметить, что обращения физических и юридических лиц, с указанием в них на допущенные, по мнению обратившегося лица, нарушения материального и процессуального права не только не могут быть рассмотрены в качестве жалобы на действия судьи, но и не приведут к тем желаемым для заявителя последствиям – изменению или отмене оспариваемого судебного акта.
Кроме того, эти обращения по конкретным судебным делам, и сами дела, не могут быть взяты на контроль никакими другими органами, должностными или иными лицами.
Цель подачи таких обращений – всеми возможными способами добиться изменения или отмены постановления, приговора, решения, определения суда, вынесенного судебной инстанцией по конкретному административному, уголовному или гражданскому делу.
Важно довести до сведения граждан, что нормы Конституции Республики Казахстан и Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» не позволяют никому вмешиваться в работу судей при рассмотрении дел, и в пределах рассмотрения поданного обращения давать оценку законности или незаконности действиям судей по рассмотренному делу.
Учитывая, что основная часть поступивших как в 2017 году, так и в истекшем году обращений содержат доводы о несогласии с судебными актами по конкретным делам либо обусловлены желанием заявителей повлиять на рассмотрение судебного спора (дела), фактически они не являются жалобами на действия судей, в этой связи, предлагаем законодательно закрепить положение о том, что подлежат оставлению без рассмотрения жалобы на действия судей при рассмотрении конкретного дела, поданные вопреки правилам судопроизводства, с разъяснением порядка подачи апелляционной либо кассационной жалобы в вышестоящий суд в соответствии с требованиями гражданского процессуального закона.
Количество поступивших обращений в суд города в истекшем году уменьшилось на 64 или 21% в сравнении с 2017 годом. Из 14 жалоб, рассмотренных по существу, 2 подтвердились полностью, 7 – частично. В 2017 году по существу рассмотрена 31 жалоба, из них подтвердились полностью – 7, частично – 24.
То есть, в сравнении с 2017 годом в истекшем году наблюдается значительное уменьшение количества подтвердившихся жалоб на 22 или 70%.
Это связано с тем, что большинство судей стали надлежащим образом готовиться на стадии подготовки дела к проведению судебного разбирательства; в связи со стопроцентным внедрением аудио,-видеофиксации судебного процесса своевременно начинать судебные заседания; при отложении судебных заседаний обосновывать причины отложения; соблюдать культуру судебного процесса.
Между тем, анализ подтвердившихся обращений показывает, что судьями допускаются нарушения сроков составления судебных актов, направления рассмотренных дел в апелляционную инстанцию, несвоевременно предоставляются аудио-видео записи судебных заседаний по заявлениям участников процесса.
Указанные нарушения, даже при условии их подтверждения при проверке, не являются основаниями для отмены или изменения судебных актов, но могут служить основанием для обсуждения допущенных нарушений на оперативных совещаниях судей в целях исключения подобных ошибок в будущем и повышения исполнительской дисциплины.
С целью повышения эффективности рассмотрения обращений судом города и совместно с председателями районных и приравненных к ним судов разработан План работы на первое полугодие 2019 года, в соответствии с которым запланированы: выезды судьями суда города в районные суды с проведением приема граждан; Дни открытых в районных судах по вопросам, возникающим при рассмотрении поступивших в суд обращений и жалоб физических и юридических лиц, личного приема граждан; выступления на радио и телевидении по вопросам порядка рассмотрения жалоб граждан на действия судей и сотрудников суда.
Судом города Астаны и районными судами на постоянной основе ведется работа по снижению количества поступающих обращений, особенно количества обоснованных жалоб и заявлений граждан и юридических лиц.
Г. Абдрахманова
Судья, руководитель рабочей группы по изучению и анализу обращений и жалоб физических и юридических лиц суда г.Астаны