Подведомственность и подсудность административных дел.

Подведомственность и подсудность административных дел.

Под подведомственностью понимают компетенцию судов, органов государственной власти и иных организаций,  которым предоставлено право рассмотрения споров, то есть спор может рассматриваться административным органом, должностным лицом и судом.   

Если законодательством предусмотрено обращение физического или юридического лица не только в суд, но и первично в другое учреждение для мирного урегулирования спора, такая  подведомственность называется альтернативной. 

В случае, если законом предусмотрено, что для разрешения спора не нужно соблюдать досудебный порядок урегулирования спора и спор разрешается только в суде это означает исключительную подведомственность.

Подсудность означает распределение разных категорий дел между судами.

Административное судопроизводство осуществляется специализированными районными и приравненными к ним административными судами.

По заявлению истца дела, отнесенные к подсудности специализированного районного и приравненного к нему административного суда, могут рассматриваться судом по месту жительства истца, за исключением дел, подсудных специализированным районным и приравненным к ним административным судам, находящимся в пределах городов республиканского значения и столицы, областных центров.

Административные дела подлежат рассмотрению по месту вынесения административного акта или по месту нахождения ответчика.

Иск к административному органу, вытекающий из деятельности его территориального подразделения, филиала, представительства, предъявляется в суд по месту нахождения территориального подразделения, филиала, представительства.

Иск к нескольким ответчикам может быть предъявлен по месту нахождения одного из ответчиков. Выбор между несколькими судами, которым согласно настоящей статье подсудно дело, принадлежит истцу.

Согласно части 2 статьи 102 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан ( далее - АППК) судам в порядке административного судопроизводства подсудны споры, вытекающие из публично-правовых отношений, предусмотренные настоящим Кодексом.

Это споры, основанные на административном или ином властном подчинении или зависимости одной стороны перед другой в силу полномочий административных органов, установленных нормативными правовыми актами. Это споры, возникшие между физическими и юридическими лицами  с  одной  стороны и  органом публичной власти с  другой.  При этом предметом спора  будут  являться  акт  или действие, отказывающие  в  реализации, ограничивающие, прекращающие  право участника административной  процедуры или возлагающие  на  него  определенные обязанности, а  такие  иным  образом ухудшающие  его  положение.

Это иски в сфере налоговых  споров  об оспаривании  предписаний о назначении налоговой  проверки, об  устранении налоговых  нарушений, выявленных по результатам  камерального  контроля; об оспаривании  различных  уведомлений,  решений   и  распоряжений  налоговых органов; иски в сферах  таможенных  споров  об оспаривании  уведомлений  о погашении задолженности  по  таможенным  платежами, налогам, пеням, об  устранении  нарушений  по  результатам  камеральной  проверки;  решения  о  классификации  товара  и т.д.; иски об оспаривании итогов конкурса по государственным закупкам, о признании незаконными уведомлений об устранении нарушений по результатом камерального контроля, предписаний по результатам аудита и т.д.; иски о признании незаконными решений земельной комиссии, постановлений местного исполнительного органа о предоставлении либо отказе в предоставлении земельного участка и т.д.; иски в сфере охраны окружающей среды о признании незаконным предписания об устранении нарушений экологического законодательства и т.д.; иски в сфере жилищных отношений об оспаривании решений жилищной комиссии, отказ в постановке на учет, признание права на приватизацию и т.д., а также иски об оспаривании действий (решений) судебный исполнителей, об оспаривании участия в отборе в качестве присяжного заседателя, защита избирательных прав граждан и общественных объединений, участвующих в выборах, референдуме.

В силу пункта 2 части 7 статьи 3 АППК не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства дела, порядок производства которых предусмотрен уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях.

Требование  о возмещении морального вреда рассматривается только в порядке гражданского судопроизводства и не подлежит предъявлению в специализированные районные и приравненные к ним административным судам.

Не допускается объединение в одно производство нескольких требований, которые подлежат рассмотрению в порядке разного вида судопроизводства, если иное не установлено настоящим Кодексом. При этом требования, не относящиеся к публично-правовым спорам и не подлежащие разделению, должны быть выделены и направлены по подсудности в соответствующий районный (городской) суд.

В соответствии с пунктами 11, 17 части 2 статьи 138 АППК суд выносит определение о возвращении иска, если дело не подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства; дело не подсудно данному суду.

Судья районного суда №2 Акжаикского района

Адушева В.Ш.

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×