Инструменты урегулирования спора в порядке медиации

Инструменты урегулирования спора в порядке медиации

В целях создания для граждан и юридических лиц правовой основы для выбора способа разрешения возникшего спора, в том числе и без обращения в соответствующий государственный орган, а также в целях упорядочения деятельности лиц, участвующих в урегулировании конфликтной ситуации в 2011 году был принят закон «О медиации», который призван обеспечить урегулирование общественных отношений, содержит нормы, определяющие общие положения, закрепляющие правовое положение медиаторов и порядок проведения медиации.

Медиация – это один из способов альтернативного урегулирования спора, который является наиболее простым и эффективным. В ходе данной процедуры спорящие стороны самостоятельно вырабатывают приемлемое для них решение, и, соответственно, будут стремиться выполнять его. Именно поэтому медиация занимает особое место среди форм разрешения конфликтов.

В медиации для того, чтобы процедура была эффективной, выделяют следующие основные принципы: принцип равноправия сторон, принцип нейтральности, принцип добровольности, принцип конфиденциальности. Конечным продуктом успешной медиации является выработка соглашения и его исполнение. На успешность процедуры может оказать влияние присутствие у медиатора таких качеств, как: умение слушать и анализировать, умение ясно излагать вои мысли, гибкость в мышлении и гибкость поведения, умение управлять своими эмоциями и не давить на стороны, несмотря на свой собственный опыт и знания.

Это возможно с помощью такого инструмента, как техника активного слушания, т.е. установление обратной связи, которая позволит контролировать правильность восприятия услышанного. В активном слушании слушающий использует словесную форму для подтверждения того, что он понимает услышанное.

Существуют негласные правила активного слушания – повторение сказанного своими словами лишь того, что было сказано участником процедуры, без догадок, предположений и оценок, акцент внимания на чувствах или эмоциональном состоянии участников, проверка правильности понимания, очищение переговоров от конфликтогенов.

Следующим инструментом является работа с интересами. Интерес – это молчаливый двигатель среди грохота позиций, эмоциональное проявление познавательных потребностей человека, ведь проблема состоит не в конфликте позиций сторон, а в столкновении интересов.

И только после установления интереса медиатор может задавать вопросы, при этом всегда знать, для чего он задает этот или иной вопрос. Вопрос является одним из инструментов медиации, который представляет собой форму мысли, выраженную в языке предложением, которое произносят или пишут, когда хотят что-нибудь спросить, то есть получить интересующую информацию. Владеть приемами постановки вопроса является искусством, которым также должен быть наделен медиатор. Вопросы имеют широкую классификацию, делятся на открытые и закрытые, на полезные и неполезные, уточняющие вопросы, встречные, гипотетические, альтернативные. Использование данного инструмента позволит окончательно резюмировать происходящий процесс.

Поскольку медиатор является организатором медиации, то он должен уметь управлять данной процедурой и использование вышеназванных инструментов позволяет оптимизировать процесс примирения и сделать его эффективным и продуктивным.

Из собственной практики приведу пример проведения процедуры примирения до возбуждения гражданского дела в суде.

Суть спора

Между ТОО «И С» (Сторона 1) и ТОО «U С» (Сторона 2) заключен договор, по условиям которого Сторона 2 взяла на себя обязательство поставить товар  на склад покупателя – АО «КТК» (Сторона 3) в городе Алматы в сроки и в ассортименте, оговоренных Договором, а Сторона 1 оплатить данную поставку путем перечисления предоплаты в размере 2700000 тенге.

При поставке товара на склад Стороны 3, последний от приемки товара отказался со ссылкой на несоответствие товара технической спецификации, о чем известил Сторону 1, соответственно за поставленный товар не оплатил.

Сторона 1 в ходе досудебного урегулирования спора обратилась к Стороне 2 о возврате денежных средств и отзыве отправленного товара своими силами и за счет собственных средств. Переговоры к положительному результату не привели, в связи с чем Сторона 1 обратилась в суд с иском к Стороне 2 о понуждении вывезти товар со склада Стороны 3 своими силами и средствами и взыскать сумму произведенного платежа в размере 2700000 тенге и судебные расходы по оплате государственной пошлины.  

Процедура примирения

При поступлении искового заявления в суд и установления его медиабельности, в первую очередь в адрес истца и ответчика были направлены приглашения на процедуру примирения с выбором одного из способов примирения: медиативное соглашение, мировое соглашение либо партисипативная процедура, о возможности заключения медиативного соглашения в суде, а равно как и у медиаторов, при этом в извещении указано на то, что полную информацию по медиации и список медиаторов стороны могут найти на сайте mediation.zko.org.kz.

Вместе с тем разъяснено, что заключение соглашения имеет свои преимущества, такие как:

- сокращение сроков рассмотрения гражданского дела в суде;

- снижение уровня конфликтности сторон;

- достижение варианта разрешения спора (конфликта), устраивающего обе стороны;

- возможности изменения одновременно предмета и основания иска для урегулирования всех взаимных требований сторон в пределах одного дела в соответствии с требованиями части второй статьи 169 ГПК;

- возврат истцу государственной пошлины в полном объеме, уплаченной при подаче искового заявления, в соответствии с требованиями статьи 548 Налогового кодекса;

- отмена всех принятых мер по обеспечению иска.

- выдача исполнительного листа по заявлению стороны, в отношении которой соглашение не исполнено добровольно.

Сторонам предлагалось,  в случае согласия на примирительную процедуру, в течение 5 (пяти) дней направить свою позицию и явиться по приглашению в суд.

Вследствие принятых карантинных мер, процедура примирения была проведена с согласия сторон в он-лайн режиме, посредством связи ват-сап, путем организации аудио-видео конференции.

При первоначальных переговорах Сторона 1 не желала идти на связь со Стороной 2, мотивируя это тем, что доверительные партнерские отношения между ними не возможны, тогда как Сторона 2 настаивала на том, что дело можно закончить миром и просила выступить меня в качестве медиатора.

В ходе последующих переговоров мною было установлено, что Сторона 2 имеет свой интерес на дальнейшее сотрудничество со Стороной 1 и предлагает условия Соглашения, которые отвечают интересам Стороны 1. Стало понятно, что для Стороны 1 главным вопросом было то, что он также утратил доверие со Стороны 3 и это сыграло роль в отношениях со Стороной 2. Но с помощью установления взаимосвязей и взаимозависимости и устранения конфликтогенов, процедура прошла успешно, в течении десяти рабочих дней была окончена подписанием медиативного соглашения, которое в последующем было утверждено судом, как соответствующее требованиям законодательства и не нарушающее права и интересы третьих лиц.

Суть соглашения

Стороны подтвердили, что представленная ими в процедуре медиации информация была полной и достоверной.

Сторона 1 и Сторона 2 при обоюдном согласии сторон договорились о следующем:

  1. Сторона 2 обязуется вывезти товар со склада Стороны 3 (г.Алматы) в срок до 28 июля 2020 года.

2.Все затраты по вывозу и транспортировке противогазов со склада и доставки до г.Уральска берет на себя Сторона 2.

  1. Сторона 2 обязуется после подписания акта приема-передачи товара и погрузки противогазов со склада в течение последующих 20 (двадцати) календарных дней произвести возврат денежных средств в размере 2700000 (два миллиона семьсот тысяч) тенге.
  2. Сторона 1 после исполнения Стороной 2 пункта 3.1. настоящего соглашения отказывается от предъявления к Стороне 2 каких-либо исков, иных требований, в том числе по вопросам возмещения материального ущерба, убытков и неустоек, кроме заявленных в настоящем соглашении.
  3. Стороны, принимая во внимание заключение данного соглашения, соглашаются с условием о возврате государственной пошлины.

Вывод

В ходе примирительной процедуры были применены базовые техники: 1) активное слушание, установление доверия между сторонами процедуры; 2) установление интересов сторон; 3) вопросы (естественно, «полезные» вопросы, призывы к высказыванию, уточняющие вопросы, встречные вопросы, гипотетические и альтернативные). Все указанное, полагаю, и привело к положительному результату и стороны медиации, подписав соглашение, добровольно исполнили его, о чем известили суд в письменном обращении о том, что взаимных претензий друг к другу не имеют. 

Сейдахметова Н.К. 

Судья СМЭС ЗКО                                             

 

 

 

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×