Актуальные изменения, внесенные в выборное законодательство

Актуальные изменения, внесенные в выборное законодательство

С даты прошедшего 23 октября 2020 года VIII Съезда судей прошел 1 месяц. До начала и после Съезда мои коллеги писали много статей про проблемные вопросы судебной системы страны, зная их  изнутри.

Конечно, многие  задачи, поставленные после  VII Съезда, были решены за 4 года  благодаря  законодательной базе. Но думается, что ещё многое надо сделать.

В своём выступлении на VIII Съезде  судей  Президент страны подчеркнул, что в справедливом и законном осуществлении правосудия заинтересовано как государство, так и все общество. В качестве первой задачи Глава государства назвал обеспечение прав человека и верховенства закона.

Принцип «верховенства права» (верховенство закона - англ. rule of law) — правовая доктрина, согласно которой никто не может быть выше закона, все равны перед законом, никто не может быть наказан иначе как в установленном законом порядке и только за его нарушение. 

Верховенство закона подразумевает, что все подзаконные акты и акты правоприменения подчиняются и не противоречат закону.

В современной философии права, верховенство права противостоит идее, что отдельные должностные лица или органы власти могут быть выше закона либо обладать чрезмерно широкими полномочиями и таким образом осуществлять произвол. Доктрина верховенства права требует, чтобы нормы были опубликованными, стабильными и предсказуемыми в своём применении. Она требует доступности системы правосудия и её независимости от исполнительной и законодательной ветвей власти с тем, чтобы судьи выносили решения только на основании фактов и законов. В современных вариантах доктрины также утверждается, что члены общества должны иметь возможность участвовать в создании и изменении законов, которые регулируют их поведение.

Что изменилось за прошедшее время, возникали ли на  практике вопросы, чтобы судьи выносили решения только на основании фактов и законов? Как судья первой инстанции с многолетним стажем работы, я  вижу, что Верховный Суд Республики Казахстан принимает конкретные меры  по совершенствованию системы правосудия. Судьи могут сейчас сказать, что стало легче работать. Во многие законы внесены изменения, применение которых будет способствовать качеству правосудия.

Например, в стране назначены выборы депутатов маслихата и Мажилиса Парламента на 10 января 2021 года. В Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан» от 28 сентября 1995 года (далее - Закон) внесены изменения, предусматривающие процедуры проведения выборов и рассмотрения дел.

Согласно статье 49 указанного Закона и части 1 статьи 287 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан (далее - ГПК), решения и действия органов местного государственного управления и самоуправления, предприятий и организаций, их должностных лиц, нарушающие законодательство о выборах, обжалуются в суде.

Суды и органы прокуратуры обязаны принимать заявления членов избирательных комиссий, граждан, представителей зарегистрированных в установленном законом порядке общественных объединений, касающиеся вопросов проведения голосования, в том числе о нарушениях законодательства о выборах, поступившие в период подготовки и проведения выборов, и рассматривать их в пятидневный срок, а поступившие менее чем за пять дней до голосования и в день голосования - немедленно, если иное не предусмотрено настоящим Конституционным законом.

В соответствии со статьей 286 главы 27 ГПК гражданин, общественное объединение, член избирательной комиссии, доверенные лица кандидатов и политических партий, представители политических партий с правом совещательного голоса, наблюдатели политических партий, иных общественных объединений, некоммерческих организаций, считающие, что решением, действием (бездействием) государственного органа, органа местного государственного управления и самоуправления, избирательной комиссии, предприятия, организации, их должностными лицами нарушается право избирать или быть избранными, участвовать в выборах, референдуме, вправе обратиться с письменным заявлением в суд по подсудности, установленной главой 3 настоящего Кодекса и другими законами.

По статье 49 Закона, суды, органы прокуратуры и избирательные комиссии организуют свою работу во время избирательного процесса, в том числе в выходные дни и в день выборов, таким образом, чтобы обеспечить прием и рассмотрение жалоб в сроки, установленные настоящим Конституционным законом.

Заявления граждан и организаций о нарушениях избирательного законодательства рассматриваются избирательными комиссиями в течение пяти дней со дня поступления жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Конституционным законом.

Жалобы на решения и действия (бездействие) избирательной комиссии и ее членов рассматриваются вышестоящей комиссией в течение трех дней со дня поступления жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Конституционным законом».

Согласно  пункту 1 статьи 48 Закона, день голосования и предшествующий ему день для судов, органов прокуратуры и внутренних дел, а также организаций по эксплуатации жилого фонда является рабочим днем.

По статье 287 ГПК заявление об обжаловании решения избирательной комиссии о необходимости исправления в списках избирателей (выборщиков) должно быть рассмотрено в день поступления. Заявление рассматривается судом с участием заявителя, представителя соответствующей избирательной комиссии или государственного органа, органа местного государственного управления и самоуправления, предприятия, организации, прокурора. Неявка в суд указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии с частью 1 статьи 288 ГПК, решение суда, которым заявление признано обоснованным, является основанием для восстановления нарушенного избирательного права.

Согласно части 2 статьи 288 ГПК, на решение суда первой инстанции может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное ходатайство прокурором в течение трех дней со дня вручения копии решения, если иное не предусмотрено Конституционным законом Республики Казахстан от 28 сентября 1995 года "О выборах в Республике Казахстан", Конституционным законом Республики Казахстан от 2 ноября 1995 года «О республиканском референдуме». Постановление суда апелляционной инстанции обжалованию и опротестованию не подлежит.

Согласно части 3 статьи 288 ГПК решение суда по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, а также решений и действий (бездействия) Центральной комиссии референдума, вынесенное по правилам подсудности, предусмотренной статьей 28  ГПК, может быть обжаловано, опротестовано в кассационном порядке в течение трех дней со дня вручения копии решения, если иное не предусмотрено Конституционным законом Республики Казахстан "О выборах в Республике Казахстан", Конституционным законом Республики Казахстан "О республиканском референдуме".

Апелляционные жалоба, ходатайство прокурора, кассационные жалоба, протест прокурора на решения, указанные в частях второй и третьей настоящей статьи, рассматриваются в трехдневный срок со дня поступления в суд, а поступившие менее чем за пять дней до голосования, в день голосования и до объявления итогов выборов, республиканского референдума, – немедленно, если иное не предусмотрено Конституционным законом Республики Казахстан от 28 сентября 1995 года "О выборах в Республике Казахстан", Конституционным законом Республики Казахстан от 2 ноября 1995 года "О республиканском референдуме".

Решение суда, вступившее в законную силу, направляется в соответствующий государственный орган, орган местного государственного управления и самоуправления, организацию, председателю избирательной комиссии. Должностные лица, виновные в неисполнении решения суда, несут ответственность, установленную законом.

Также  внесены  изменения в  статьи 103-108 Закона касательно выборов депутатов маслихатов.

Если ранее статья 103 Закона  предусматривала, что выдвижение кандидатов  в  депутаты  маслихатов  производится  республиканскими  или местными общественными объединениями, зарегистрированными в установленном порядке, а также их структурными подразделениями и гражданами - путем самовыдвижения.

То по новым положениям закона, право выдвижения кандидатов в депутаты маслихатов, избираемых по партийным спискам, принадлежит политическим партиям.

Согласно приложению к постановлению Центральной избирательной комиссии РК № 29/335 от 21 октября 2020 года - Типовой календарный план основных мероприятий, выдвижение начинается за два месяца до дня выборов и заканчивается в срок, установленный при назначении выборов - 10 ноября 2020 года и заканчивается в 18.00 часов по местному времени 4 декабря 2020 года.

По статье 104 Закона – регистрация партийных списков кандидатов в депутаты маслихата начинается за два месяца до дня выборов и заканчивается в восемнадцать часов по местному времени за двадцать пять дней до дня выборов, если иное не установлено при назначении выборов.

Согласно статье 108 Закона - участковая избирательная комиссия составляет протоколы по результатам голосования при выборах депутатов районного (городского) и областного маслихатов, которые немедленно пересылаются в соответствующую избирательную комиссию (районную, городскую, районную в городе).

По статье 111 Закона - итоги выборов депутатов маслихатов устанавливаются соответствующей территориальной избирательной комиссией не позднее чем в пятидневный срок со дня проведения выборов - не позднее 15 января 2021 года.

Полагаю, что избирательные комиссии справятся с работой на предстоящих выборах, и  жалобы в суды на их действия и решения поступать не будут.

Сауле Койшибаева 

Судья Алматинского районного суда

города Нур-Султана                                                          

 

 

 

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 2

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×